Недавно после трех сезонов навсегда закончился мега-сериал «Ashes to Ashes». Раньше про него уже немного писал, теперь пришло время рассказать побольше. Сериал, если кто не знает, является идейным продолжением сериала «Life on Mars». Название он получил, как и предшественник, в честь известной и популярной песенки Дэвида Боуи. Перевести его можно как «Прах к праху» — именно под этим названием сериал и известен в Рунете.
Сначала про сюжет.
Жила-была в городе Лондоне Алекс Дрейк. Растила дочку одна и работала полицейским детективом с уклоном в психологию. И вот однажды прочитала она личное дело некого Сэма Тайлера, тоже полицейского, недавно трагично спрыгнувшего с крыши. В личном деле, в частности, говорилось, что он был сбит автомобилем и некоторое время лежал в коме. А по показаниям самого Сэма, он в то же самое время пребывал в том же Лондоне, только в 70-х годах. И даже работал в это время в полиции — детективом, а начальником у него был суровый, но справедливый Джин Хант. Причем за время пребывания, тамошняя жизнь настолько захватила детектива Тайлера, что он уже и не знал, какая из реальностей реальнее. В результате с крыши прыгнул.
Алекс очень увлеклась подробным описанием коматозных семидесятых Сэма, но вдруг ее вызвали на дело — провести переговоры с взявшим заложника преступником. Слово за слово, переговоры не складываются и вот Алекс Дрейк получает пулю в лоб. И просыпается — в другом месте, в другом времени. В коме ли она? Переместилась во времени? Умерла? И как вернуться домой к любимой дочке?
Алекс не знает ответов. И только странный клоун напевает в голове:I'm happy, hope you're happy too.
И чуть она приходит в себя, как вот он — суровый Джин Хант, под начало которого в должности детектива-инспектора (DI, detective inspector) Алекс Дрейк естественно попала. В общем, кошмар все больше и больше напоминает кому Сэма Тайлера. Но кошмар ли это?
Однако есть и отличия от истории Сэма. Алекс попадает не в 70-е, а в 80-е годы, годы разгула тэтчеризма, голубизны, панков, Duran Duran, Wham! и других безобразий. Придя в себя, детектив Дрейк тут же справляется о состоянии Сэма Тайлера и выясняет, что прыжок с крыши определенно вернул его в этот мир. Сэм женился на Энни Картрайт и жил с ней несколько лет, пока не умер. Но умер ли он?
Завязка у сериала, в общем, аналогичная «Life on Mars». Но Алекс хочется вернуться обратно еще больше, чем в свое время Сэму Тайлеру: в современном Лондоне у нее осталась дочка — совсем одна. В общем, она начинает искать ответы и параллельно работать над поимкой преступников с Джином Хантом и компанией.
Порядок поисков аналогичен ходу сюжета «Жизни на Марсе». Как и Сэм Тайлер, в первом сезоне Алекс Дрейк пытается найти ответы, в собственном прошлом, ведь в 80-х Алекс была еще девочкой, и именно тогда в ее жизни произошло самое серьезное потрясение: обоих ее родителей у нее на глазах взорвали в автомобиле. Может быть, между взрывом и ее ранением в 2008 есть связь?
Во втором сезоне Алекс пробует найти путь домой через работу — так же как Сэм, который в конце второго сезона его находит. Вокруг полицейского департамента района Метрополитан закручивается детективно-коррупционно-заговорщическая история. Если героиня ее распутает — сумеет ли она вернуться/проснуться/ожить?
Ну а в третьем, заключительном сезоне, Алекс Дрейк (и не только она) ищет ответы на вопросы там, где их и нужно искать — в себе. И находит. Как обещали нам создатели, в третьем сезоне мы узнаем и что случилось с Алекс Дрейк, и что случилось с Сэмом Тайлером. И многое другое. Забегая вперед скажу, что на мой взгляд, у «Ashes to Ashes» одна из лучших сериальных концовок.
Но об этом позже, а пока об особенностях сюжета. Как нетрудно заметить, главное отличие от «Life on Mars» заключается в главной же героине: она женщина. Причем не просто женщина, а образованная, начитанная, независимая и местами истеричная. Сделано это, конечно, специально — для противопоставления старомодному суровому начальнику Джину Ханту и создания некоторого романтического флёра через это противопоставление. В роли Алекс играет актриса Кили Хоуз и играет в целом неплохо.
Но главную звезду сериала никакими женщинами не затмить. Джин Хант в исполнении Филиппа Гленистера немного постарел, но все так же суров, уперт, циничен и бодр. И теперь у него новая игрушка: ярко-красная шустрая Audi Quattro, гонять злодеев на такой машине — одно удовольствие!Take that bloody seatbelt off, you're a police officer not a bloody vicarКстати, реплики старшего детектива-инспектора Ханта можно, как говорится, через одну высекать в камне. Наверное надо будет сделать избранные цитаты — отдельной заметкой.
Не забыли и героев «второй волны». Рэй Карлинг по-прежнему усат, Крис Скелтон немного возмужал, плюс в команду добавилось новое лицо — Шаз (Шэрон) Грейнджер, молодая, подающая надежды, интеллигентная девушка с интересом к а) всякому неформальному и б) детективу Скелтону. В сериале этим персонажам уделено немало времени, к концу мы узнаем о них гораздо больше, чем было рассказано в «Life on Mars». Возможно, даже больше, чем хотелось бы.
В этом дружном составе герои и будут три сезона ловить грабителей, убийц, хулиганов, гопников, похитителей, маньяков и прочих негодяев.
Отдельно хочется отметить саундтрек. Хотя действие переместилось из 70-х в 80-е и песни теперь звучат более новые, саундтрек к сериалу подобран в лучших традициях Life on Mars — атмосферно, добротно и к месту. А за веселую зарисовку с песней Uptown Girl в третьем сезоне хочется сказать авторам отдельное спасибо.
Нельзя не упомянуть английский язык. Среди отсмотренных американских и британских сериалов у «Ashes to Ashes» (и у «Life on Mars» тоже) один из самых сложных для понимания языков. Сложнее понимать было разве что «Deadwood», и то не факт. А в «Прахе» такое огромное количество интересных словечек, слэнга, оборотов и т.п, что переводчикам можно только посочувствовать (и позавидовать тоже). Причем, судя по некоторым русскоязычным описаниям сериала, не все смогли победить даже слово guv, не говоря уже о прозвище Bolly Knickers, которое Алекс сразу получила от Ханта. Кстати, слышал что «Ashes to Ashes» показывали где-то по телеку. Интересно, что и как там напереводили?
Напоследок — о концовке. Много говорить о ней нельзя, даже если очень хочется — все-таки нехорошо рассказывать, чем все кончается. Так что спойлерить не буду, но несколько слов скажу. Еще до выхода третьего сезона авторы торжественно обещали, что в этих заключительных восьми сериях обязательно расскажут, что же произошло с Сэмом Тайлером и Алекс Дрейк. Не соврали — все разъяснили как на духу, и про них, и про остальных. Рассказали, кто плохой, кто хороший и кто на самом деле главный герой (что вообще-то очевидно, правда?), дали понять, к чему тут песня «Ashes to Ashes». Впечатления от концовки — самые положительные. Все четко, понятно, по делу, без всяких там зловещих карликов. А это нечасто бывает, ведь сериалы обычно больше про процесс, а не про окончание. В общем, повторюсь, одна из лучших сериальных концовок. У нее только один недостаток — что она, собственно, случилась и сериал закончился.
А жаль. Хороший был.