Студия разработки сайтов и приложений

Netspark.ru

Скрипт для типографики

Typofilter.js

Новый Шерлок

28.07.2010

Произведения Артура Конана Дойла живут. Только-только в мировом прокате успешно выступил Гай Ричи со своим «Шерлоком Холмсом», как британцы уже отсняли новый фильм на популярную тематику. Речь, конечно, о телесериале «Sherlock» (то есть «Шерлок»), первая серия которого вышла на BBC буквально на днях, но уже получила весьма положительные отзывы критиков. Имел удовольствие ее посмотреть и я.

Чем же выделяется именно эта история о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне? В первую очередь, оригинальностью. В новом «Шерлоке» события происходят в Лондоне XXI века, то есть в наши дни. Но при этом «Шерлок» — не сиквел и не просто зарисовки «по мотивам», а скорее взгляд авторов на то, как могли бы выглядеть рассказы Конана Дойла, пиши он их не в конце XIX и начале XX века, а сейчас. То есть и Шерлок Холмс, и доктор Ватсон, и другие основные персонажи перенесены в XXI век. Как гласит один из слоганов на странице создателей Шерлока (Hartswood Films) «Лучшая из историй долгой и прекрасной дружбы начинается заново». И, я считаю, очень удачно начинается.

Тут, однако, следует отвлечься от предмета и вспомнить об одной интересной особенности человеческого восприятия. Обычно человек, если в детстве ему что-то сильно полюбилось, во взрослом возрасте воспринимает объект любви как нечто священное, прекрасное по определению, просто потому что «тогда» нравилось. Расставаться с прекрасным воспоминанием юности — тяжело. К примеру, я в детстве считал, что фильм «Гудзонский ястреб» с Брюсом Уиллисом в главной роли — определенно, прекрасен. Когда же я вдумчиво посмотрел это барахло в более-менее взрослом возрасте, культурному шоку не было пределов, а треск моих шаблонов услышал наверное и сам Брюска в далекой Америке.

К чему это я? А к тому, что, как нетрудно догадаться, в голове многих русских людей прочно засел образ советского фильма «Приключения Шерлока Холмска и доктора Ватсона» с Ливановым и Соломиным. И любой другой фильм на тему Шерлока Холмса немедленно сравнивается с этим; и если вдруг не похоже — значит, говно. При этом бессмысленно обсуждать, что конан-дойловский Шерлок Холмс минимум в полтора раза моложе ливановского, что доктор Ватсон — боевой офицер, а не клоун, что возможно англичанам, в том числе и Гаю Ричи, лучше знать, как правильно снимать Англию и английского Шерлока Холмса. Бесполезно: если не похоже на Ливанова&Соломина — говно и все!!! Победить это явление непросто, что было хорошо заметно по потоку отзывов на то же творение Гая Ричи. Да и сам я — чего кривляться — смог по достоинству оценить его задорный, остроумный фильм только со второго раза.

Ну а тут, значит, новый «Шерлок» в новых лицах. Шерлока Холмса в сериале играет Бенедикт Камбербэтч, а доктора Ватсона — Мартин Фримэн. Что тут сказать? Конечно, Камбербэтч и Фримэн не сравнятся с Ливановым и Соломиным Робертом Дауни-младшим и Джудом Лоу. А многие ли сравнятся?

Итак, первая серия «Шерлока» называется «A Study in Pink» по аналогии с первым рассказом Конана Дойла «A Study in Scarlet». То есть «Этюд в розовых тонах» и «Этюд в багровых тонах» соответственно. В ней происходит знакомство главных героев на почве совместного проживания в одной квартире — с целью разделить пополам непосильную для одного человека капиталистическую квартплату. Шерлок Холмс, как и в оригинале, молодой (около 27 лет), слегка бледный и очень умный человек. Он помогает лондонским полицейским в расследованиях, а в свободное время ведет сайт под названием «Мастерство дедукции». Шерлок Холмс в исполнении Камбербэтча — не такой озорной хулиган, как у Роберта Дауни-младшего. Здесь Холмс скорее остроумный, циничный социопат. Чем-то он наверное даже напоминает любимца интернетов — доктора Хауса. Но отторжения это не вызывает, образ колоритный и интересный. Отдельно порадовала его любовь к SMS-кам — выглядит прикольно.

Доктор Ватсон же — военный врач, недавно вернувшийся из Афганистана. Возвращение в мирную жизнь далось ему непросто: Афганистан наградил доктора психосоматической хромотой. В связи с чем доктор Ватсон посещает другого доктора — психотерапевта. В первой серии Ватсон/Фримэн выступил вполне достойно, местами даже очень неплохо, особенно в конце. Джуда Лоу он, конечно, не затмит, но Джуд Лоу в роли Ватсона — вне конкуренции.

Сразу после знакомства Холмс и Ватсон отправляются на первое расследование — серию загадочных подставных самоубийств. Детективная линия серии также заимствована из рассказа Конана Дойла, но не из «Этюда», а из другого. Не скажу из какого, чтобы не вспомнили сразу концовку. В ходе расследования нам во всей красе демонстрируют дедуктивные способности Холмса сначала при осмотре трупа, а затем — при осмотре мобильника Ватсона. Для иллюстрации дедукции режиссер использует довольно оригинальный спецэффект с надписями, как бы поясняющими ход мыслей — мне понравилось. Заодно с мобильником обыграли и классический диалог про брата Ватсона, алкоголика — тоже прикольно. И беготня наперегонки с такси понравилась. Несколько смутили «голубые» шутки главных героев, но наверное время сейчас такое, что без этого никак. В целом же все хорошо получилось.

По мере развития сюжета для полноты «переноса» героев в наше время в оборот ввели и миссис Хадсон, и инпектора Лестрейда, и Майкрофта Холмса (отлично получился), и даже негодяя Мориарти. Кстати, только в «Шерлоке» заметил, что англичане фамилию инспектора Lestrade произносят вовсе не как «Лестрейд», а как «Лестрад» с ударением на «а». Как говорится, век живи — век учись.

Первая серия, в общем, получилась очень хорошая, атмосферная. С оттенками нуара, я бы сказал. Мне понравилась, рекомендую смотреть. В ближайшие два воскресенья выйдет еще две серии — «Слепой банкир» и «Большая игра» — по 90 минут каждая. А больше пока не сняли. Впрочем, уже поговаривают, что создатели успехом первой серии воодушевлены и собираются продолжать. Хорошо бы.

Комментарии