В январе пришлось по заданию партии сгонять на недельку в Лондон. Нашлось время походить-посмотреть и немножко пофоткать. Большим фотоаппаратом решил себя не отягощать, а про существование маленького — напрочь забыл. Пришлось обходиться телефоном. К чему он, кстати, был не очень готов: одновременно фоткать все подряд, ходить в интернет и работать навигатором Samsung Galaxy Note 2 был согласен часов 8 без дозаряда. Поэтому некоторые фотокарточки пришлось и вовсе позаимствовать у товарищей.
Впрочем, в самом Лондоне я очутился не сразу, первые пять дней провел в небольшой деревне в пригороде.
Делать здесь в свободное время было особо нечего. Можно прогуляться, рассмотреть церковь. Гулять там, кстати, хорошо, воздух чистый, влажность высокая, на крышах мох растет и все такое.
Можно сфоткаться для местных газет.
Или посещать разнообразные пабы, предаваться бесчинствам и дегустациям.
Однако, при внушительном количестве пабов на душу населения, в деревне не оказалось ни одного вменяемого магазина. Через это особенно запомнилась беготня в поисках переходников из человеческих вилок в британские розетки (заранее не додумался разжиться). Их попросту не было нигде, найти удалось не сразу и очень мало. Но на будущее прихватил один домой.
Так или иначе, в деревне свободного времени было не очень много. Но зато потом нашлась пара дней — походить по Лондону. Бродить пешком вдоль набережной Темзы довольно удобно. Темза изобилует мостами, да и сама выглядит довольно жизнерадостно (для января-то).
Днем уровень воды в реке уменьшается и обнажает берега. Выглядят берега чисто как в английских детективах типа «Шерлока» — как раз на таких берегах поутру трупы находят.
Если гулять по набережной в нужную сторону, можно догулять до Биг Бена, рядом с которым компактно расположено всякое интересное. В том числе и London Eye, то бишь Лондонский глаз. Глаз этот — вовсе не Саурона, как можно было бы подумать. Это так в лондонщине называют ч0ртово колесо обозрения. Устоять не смог, забрался обозревать. За полчаса обозрения, кстати, англичане берут 20 фунтов (то есть две тыщи посткризисных рублей). Там вообще многое весьма дорого, и не только для русских. Но на колесо я все равно забрался.
От колеса, перейдя через мост можно погулять мимо Биг Бена и Парламента. Вокруг богато памятников всяких известных граждан.
Слева направо это Черчилль, Кромвель, Ричард Львиное сердце и Георг V (не тот который «Король говорит», тот шестой).
Далее можно пройти через парк Сент-Джеймс прямо к Букингемскому дворцу. В парке «на радость Ее Величеству» развели птиц — гусей, уток всяких, и даже пеликанов. Пеликаны жирные такие и смешные, особенно когда зевают всей своей пастью. Еще там бегают белки (тоже жирные), иногда даже запрыгивают на людей.
Букингемский дворец оказался довольно серым и грустным. Видимо под настроение (ну или просто потому что январь) гвардеец в мохнатой шапке тоже надел серую шинель, вместо красной.
От дворца прошли мимо Даунинг-стрит (где все закрыто заборами и ничего не видно) на Трафальгарскую площадь. На площади — здоровенная колонна Нельсона, три постамента с выдающимися гражданами, а на четвертом — статуя синего петуха.
Может показаться, что в этом есть какой-то глубокий смысл, дескать, тут у нас короли и полководцы, и тут же синий петух. Но никакого глубокого смысла тут нет: на заполнение четвертого постамента изначально не хватило денег, и теперь на него ставят всякую фигню.
Вечером удалось зарядить телефон и погулять в другую сторону вдоль Темзы. Там можно увидеть, например, «Золотую лань» Френсиса Дрейка.
Или более современный HMS Belfast.
Кстати, я думал что HMS — это что-то военно-техническое, а оказалось — это просто-напросто Her Majesty's Ship.
В ту же сторону обнаружился и Тауэрский мост, за ним и Тауэр, который в масштабах современного Лондона выглядит совсем крошечным.
На следующий день решено было отправиться в Британский музей. По дороге посмотрел как моют улицу и зафоткал симпатичный угловой домик.
Посмотрел на Собор Святого Павла, Королевский суд и Сомерсет Хаус.
А вот и Британский музей.
Когда мне рассказывали про Британский музей, сообщали в первую очередь, что он — большой. Ну очень большой, двух дней не хватит и надо выбирать, что обходить, и все такое. Хватило четырех часов. На всё. По факту могу сказать, что ходить в наш ленинградский Эрмитаж — гораздо круче. Там живопись есть, оружие, и он по ощущениям гораздо больше. А тут — горшки и черепки. Зато бесплатно.
Не, конечно есть крутые экспонаты. Розеттский камень, куски Парфенона, из Древнего Египта куча всего, включая мумий. Британцы вообще спецы по вывозу ценностей из остального мира. Но некоторые аспекты человеческой истории (оружие разных лет!) как-то не представлены. Неплохие были залы — азиатский (гаруды, статуя Ганеша и китайские вазы), латиноамериканский (со всякими кетцалькоатлями). Африканский зал порадовал инсталляциями на тему постоянных вооруженных конфликтов на континенте. Вот оно где, оружие.
В целом не могу сказать, что это самый хороший музей из посещенных мной. Вышел из музея встревоженным, выглядел примерно вот так:
Для смены обстановки отправились в музей Natural History, где всякие кости динозавров и чучела зверей в полный рост. Включая чучело синего кита, занимающее целиком большой зал и оттого довольно забавное. Сфоткал на память птицу Додо.
Для поездки в музей с чучелами и в отель пришлось воспользоваться лондонским метро. Что о нем следует сказать. Во-первых, там зонная система: чем дальше поедешь — тем дороже. Проехать 4–5 остановок в один конец стоит 500 рублей. Во-вторых, из четырех станций, где удалось побывать — только одна более-менее нормальная станция. Остальные три — с такими узкими переходами, что больше двух человек в ряд не пройдут. Как будто в общественный туалет заходишь — непонятно, как такое метро вообще обеспечивает перевозку жителей восьмимиллионного города. Через это на одной из станций наблюдал человеческую пробку — толпа людей стояла недвижимо, заполнив весь небольшой холл станции. Вновь приходящие пассажиры просто разворачивались и уходили. В Москве таких крутых пробок не видел, похоже, у нас лучше метро. Но хоть вернуться в отель удалось.
А с утра собрал пожитки и улетел домой. Первый раз в англиях вышел вполне ничего.