— Where would the fun be if we already knew all there is to know?
Dr. Walter Bishop.
Наука с самых давних пор занимала важное место в жизни человеческого общества. А со времен Просвещения — пробралась на важнейшее. Наука пролезла в политику и идеологию, от ученых уже требуют ответов на вопросы, на которые они, возможно, и не обязаны отвечать. Наука, в общем, постепенно замещает собой религию и в некотором роде сама становится идолом. Но не это в данный момент важно. А важно, что с развитием научного мировоззрения появился и раздел сказок, имеющих под собой научную основу, под общим названием научная фантастика, она же science fiction, она же sci-fi.
Нетрудно догадаться, что сериал «Fringe», о котором и пойдет речь — это как раз она, научная фантастика. Название «Fringe» в первую очередь обозначает fringe science, что в переводе на русский звучит как «пограничная наука», то есть такая наука, которая, с одной стороны, научная и исследования проводятся в соответствии с научным методом, а с другой — уже на грани фантастики. Не за гранью, а на грани.
У нас, кстати, термин «пограничная наука» как-то не особо прижился. Наверное, это потому что на Родине сейчас и передовых исследований не так много, и наука от западной после развала СССР отстает сильно и серьезно. Зато у нас в достатке другой науки, с приставкой «псевдо», или даже «лже». Новых хроноложцев, торсионистов, шаманов молекулярной структуры воды, ревизионистов всех мастей, академиков черныя и белыя магии и прочей брехни в современной России хоть отбавляй. Так что сериал пока что американский, про американскую, соответственно, fringe science.
Сериал, стало быть, называется «Грань». Главной героиней выступает Оливия Данэм (Анна Торв), сотрудница Федерального бюро расследований. Случилось как-то раз, что эту сотрудницу вызвали на помощь в странном расследовании: приземлившийся в целости и сохранности на автопилоте самолет оказался наполнен трупами. Причем не просто трупами, а разложившимися до костей за рекордное время трупами, мясо и кожа с которых превратились в желе.
В общем, что случилось — неясно, за рабочую версию принимают некий вирус. В ходе расследования напарник Оливии Джон, по-совместительству — ухажер — оным вирусом успешно заражается, после чего его буквально становится видно насквозь. Однако Оливия не пользуется моментом, чтобы внимательно разглядеть возлюбленного. Напротив, она торопится его вылечить и спасти. Расследование, поэтому, накаляется. В конце-концов, Оливии в руки попадают материалы о неком докторе наук, Уолтере Бишопе (Джон Нобл). В прошлом доктор, как оказалось, занимался научными исследованиями (на государственные деньги) в области пограничной науки. Причем, слыл доктор Бишоп в своем деле гениальнейшим специалистом, и заражение борта 627, похоже, связано как раз с его работой.
Вообще, ученые в американских фильмах постоянно занимаются разнообразными противоествественными и опасными экспериментами на деньги правительства. Эксперименты эти «идут не так», в результате чего то и дело происходят катастрофы с участием зомби, мутантов, ядовитых веществ и вирусов, или сошедших с ума огромных человекоподобных роботов. Вот и доктора Уолтера Бишопа наука до добра не довела: последние 17 лет жизни он проводит взаперти, в психиатрической лечебнице.
Но Оливия твердо стоит на своем: раз нужно спасти любимого, то психов на свободу можно выпускать не задумываясь! Американское законодательство, правда, более рассудительно и просто так выпустить доктора не получается. В результате Оливии приходится лететь аж в самый Ирак, где скрывается от своей прошлой жизни (долгов, врагов и алиментов) сын душевнобольного доктора, Питер (Джошуа Джексон). Не то чтобы сын горит желанием возвращаться в Америку, да и отца брать под опеку ему не хочется. Но в конце-концов Оливии удается наладить отношения, и вот — главные герои сериала в сборе, а доктору, выписанному под ответственность сына, уже организовали лабораторию для зловещих бесчеловечных опытов. А также корову, чтобы было не скучно.
Однако несмотря ни на какие усилия спасти милого Оливии не удается. Но доктор Бишоп не зря взялся за дело: если спасти Джона еще нельзя, то можно по крайней мере организовать свидание — непосредственно в подсознании последнего, демонстрируя чудеса своей особой пограничной науки в действии. Свидание проходит продуктивно: Оливии удается напасть на след подозреваемого во всех происходящих в первой серии несчастьях.
Слово за слово, подозреваемого ловят, он помогает вылечить напарника и заодно гнусно сдает последнего: оказывается, Джон самый настоящий предатель! Между тем, предатель Джон успешно вылечивается, душит стукача подушкой, убегает в автомобиле, попадает в аварию и погибает. А затем его труп крадут, дабы сделать с ним то, что положено делать с трупами предателей.
В результате всей этой беготни и суеты Оливия, Питер и доктор Уолтер Бишоп попадают на работу в подразделение «Грань» под начало специального агента Филиппа Бройлза (которого играет Лэнс Реддик) и немедленно приступают к расследованию серии странных явлений, складывающихся в загадочную и пугающую Схему. «Как будто кто-то ставит эксперименты, и весь мир ему лаборатория» — говорят герои. Вдобавок расследование выводит героев на корпорацию «Massive Dynamic», владеющую всеми ведущими разработками в области пограничных наук. Причем, начальником корпорации работает Вильям Белл — доктор наук, гений, умница и бывший партнер доктора Бишопа по былым исследованиям. Вероятно, это намек на Bell Labs, а может и нет. Так или иначе, помощь доктора Белла не помешала бы, но он — вот незадача — пропал.
В общем, расследование преступной Схемы начинается. В каждой серии герои расследуют самые разные феномены — гибридные животные, вирусы, телепатия, телекинез, телепортация, телевизор, телескоп, телефон, телеграф, телетайп, телешоу. Но все их можно объединить по двум признакам: есть связь с работами доктора Бишопа и имеются человеческие жертвы. Расследуемые явления в сериале препарируются как сугубо научные, поддающиеся исследованиям и рациональному объяснению. Без какой-то особенной трансцендентной подоплеки. По крайней мере — до последних серий сезона.
В процессе расследования за Схемой, помимо Massive Dynamic, всплывают уши другой организации — ZFT. Название в переводе с немецкого на английский, а затем — на русский, означает «Уничтожение через технологический прогресс». Выясняется, что организация эта — террористическая, причем она повинна практически в каждом расследуемом научном злодеянии. Цель собственного существования организация ZFT видит в драматичной интерпретации известной идеи технологической сингулярности — гипотетической переломной точки развития прогресса, после которой может случиться все что угодно. И с точки зрения ZFT это «что угодно» ничего хорошего человечеству не сулит. Естественно, главные герои встают на тернистый путь борьбы против уничтожения через прогресс.
В целом получилось вполне так интересно и загадочно. Вроде бы докторы Бишоп и Белл много лет назат просто занимались важными передовыми исследованиями и это нормально, но — не все так просто. Вроде бы Питер обычный парень, немного аферист и сын доктора Бишопа, но — не все так просто. ZFT — террористическая организация, ярко выраженные злодеи, или нет? А Оливия вроде бы агент ФБР, нормальная женщина, для которой все эти научные вопросы немного сложны даже, но и тут тоже не все просто.
Что же касается динамизма — с ним все в порядке. Погони, стрельба, драки, аресты и спецэффекты имеются. Но и тут на обычное на первый взгляд расследование со всех сторон нагнетется загадочность. Обыкновенный преступник вдруг извлекает из кармана необыкновенно мощный короткоствол и сносит все на своем пути, а затем из другого кармана достает секретный прибор для чтения мыслей. Арестованный злодей неожиданно испаряется из круглосуточно охраняемой камеры. А невзрачный лысенький мужичок в костюме вдруг начинает предугадывать события и оказывается самой загадочным персонажем сеариала по фамилии Наблюдатель. Драма нарастает от серии к серии, все идет к прорицаемой ZFT катастрофе, и в конце-концов наступает развязка. Мне вообще это нравится, когда каждый сезон логически чем-то завершается. Хотя, конечно, ответы были даны не на все вопросы — ведь нужно показывать второй сезон.
В заключение скажу сакраментальное: отличный сериал, смотрится на одном дыхании. И вообще, его стоит смотреть уже только за блестящую роль доктора Уолтера Бишопа. Тихий псих и гениальный ученый в исполнении Джона Нобла — на пять с плюсом. Серия, где ему приходится возвращаться в лечебницу — прекрасна.
Хотелось бы, чтобы достоинства сериала во втором сезоне не расплескали. Там, кстати обещают уделить гораздо больше времени загадочному Наблюдателю и, конечно, доктору Вильяму Беллу, которого, кстати, играет Леонард Нимой, звезда американских сериалов.
Ну и главное: премьера второго сезона состоится уже сегодня. Смотреть обязательно.