Когда собирался в Сербию и планировал маршрут, определился, что сидеть на заднице в том или ином городе никакого желания нет — хочется посмотреть страну. Поэтому на все 14 дней была арендована машина (Opel Corsa, маленькая, но шустрая) — решил, буду ездить везде кругами, смотреть на все подряд. Бронировал машину через интернеты, на сайте TravelJigsaw. Оказалось, брать на чужбине машины напрокат — не самое дешевое удовольствие. За «Корсу» на «автомате» истребовали ~22 тысячи рублей, причем с кредитной карточки их целиком и полностью изъяли еще до вылета. По приезде машину выдали сразу, без каких бы то ни было проблем, заблокировав на карте еще 800 EUR на случай повреждений (о чем напишу в конце заметки).
Русские права (пластик, 2006 год, те которые с надписью Permit de conduire) для арендодателей автомобиля в Сербии, кстати, вполне себе проканывают, никаких «международных» прав представители компании Europcar у меня не требовали. При этом, как я понимаю, основной проблемой российских прав является отсутствие расшифровки категорий на английском языке. Но в Сербии это не проблема — как мне объяснили позже, у них такие же категории — A, B, C, D и E (сам я, впрочем, не проверял).
Формат, в общем, выбрал я для себя непривычный. Раньше ничего подобного не делал — вот так, чтоб взять машину и ездить себе повсюду, самому по себе. Без гидов, без никого — 12 дней из 14 я действительно ездил совершенно один. Не считая разнообразных автостопщиков, которых я периодически подвозил просто ради веселья (и во имя добра, конечно).
Всего по маршруту я забронировал пять отелей в четырех выгодно расположенных городах (Белград — Крагуевац — Ниш — Златибор — Белград). Однако полный список населенных пунктов, где мне посчастливилось побывать, несколько длиннее. В хронологическом порядке это:
- Белград
- Сремски-Карловци
- Суботица
- Нови-Сад
- Петроварадин
- Беочин
- Велика Ремета
- Панчево
- Крагуевац
- Деспотовац
- Топола
- Ниш
- Прокупле
- Чачак
- Златибор
- Мокра Гора
- Ужице
Это только города и деревни, где я выходил из машины, смотрел/делал что-нибудь и вспомнил потом об этом. А просто проезжал, не останавливаясь — через бессчетное их количество.
Дороги в Сербии — примерно как у нас. То есть раздолбанные, в ямах, кочках и заплатках. Ну, может немного лучше — со скидкой на более мягкий климат. Самая раздолбанная — тоже, тоже как у нас — дорога, соединяющая два главных города, Белград и Нови Сад. Есть скоростные магистрали, позволяющие довольно быстро пересечь всю страну с севера на юго-восток (Суботица — Нови Сад — Белград — Ниш). Магистрали платные, от Белграда до Суботицы доехать — 3.5 EUR, принимают на пунктах оплаты евро, динары и кредитные карты.
Все магистрали — по две полосы в каждую сторону. При этом очень порадовало, что у сербов практически отсутствует тупорылая привычка тащиться по левой полосе при свободной правой. Нормальный режим езды для них — перестроение, обгон, перестроение обратно. Это, а также ограничение скорости на магистрали в 120 км/ч и наличествующий в моем «Опеле» круиз-контроль — делают поездки между крупными городами Северной и Центральной Сербии довольно простыми и не особо утомительными.
Кстати, об ограничениях. В Сербии не приняты извращения с «белыми» и «синими» населенными пунктами, про которые водитель должен сам догадываться, где снизить до 60, а где — можно ехать как ехал. Вместо этого все изменения скоростного режима везде обозначены явно: желтый знак с названием населенного пункта, а сразу за ним — знак «50». Также отсутствуют «подставы» в виде прерывистой линии разметки, сопровождаемой знаком «обгон запрещен». Приятно.
Ну и раз такая пьянка, два слова про дорожную полицию. Отношение к дорожным полицейским у сербов (как я понял из общения) — примерно такое же, как у русских. «Злые-вредные-негодяи, останавливают, взятки берут» (не упоминая, конечно, о том, за что останавливают и кто им эти взятки дает). На каких-то форумах перед отъездом тоже читал, что мол «останавливают, но можно «договориться». Меня, однако, за 14 дней не останавливали ни разу, хотя инспекторов с радарами встречал неоднократно. Впрочем, я и не превышал, на магистрали разве что, да и то — не сильно.
К сожалению, однако, магистрали есть не везде. В Сербии (особенно Западной) немало холмов и гор, а через них автобанов особо не построишь. Так вот, там где заканчиваются магистрали, все дороги внезапно становятся однополосными. Иногда качественными, иногда — вот такими:
но — всегда однополосными. Самой адовой дорогой оказался переезд из Златибора в Белград. 200+ км однополосного пути через холмы и горы — спуски, подъемы, повороты и очень, очень мало мест для обгона. Безусловно, виды в горах — мое почтение, но тащиться 40 км/ч за грузовиком, за которым уже пристроился скромный гражданин на «Заставе», за ним — просто скромный гражданин, а после — еще пара граждан, которым страшно обогнать три машины за раз — приятного мало.
А грузовиков едет много. Поскольку отдельных дорог для них в Сербии, конечно, нет. Зато в Сербии много мелких городков. И, конечно, все грузовики прут прямо через них, что жителям оных городков вряд ли сильно нравится. Особенно я проникся сочувствием к жителям Прокупле. Длинная-длинная улица, зигзагами поднимающаяся куда-то вверх, по обочинам запаркованы машины и две чадящих черным дымом фуры двадцать минут между собой разъезжаются… Не хотел бы я жить в Прокупле. Вот так, кстати, Прокупле выглядит, когда машин в нем почти нет:
Чего еще интересного? С удивлением обнаружил, что сербы используют для проезда автомобилей некоторые железнодорожные мосты. Проезжает поезд, а за ним — катят автомобили. Да и правильно, чего еще отдельные мосты-то строить (тем более что ряд мостов демократично разбомбили войска НАТО). Выглядит это примерно так:
Кроме того, в Белграде есть трамваи и трамвайные пути официально считаются полосами для движения. Более того, в некоторых (плотно запаркованных!) местах только по ним и можно двигаться. Кроме того, в Белграде повсюду встречаются «желтые» полосы справа, предназначенные для автобусов и такси. И по ним, что характерно, никто кроме автобусов и такси не ездит. Говорят, карают за это жестоко.
А еще, как я понял, в Сербии действует странное правило: если ты едешь направо, но на светофоре горит красный, потому что справа переходят дорогу пешеходы, можно подождать, пока пешеходы пройдут, а потом двинуть направо прямо на красный. Хотя у кого спрашивал — все сказали, что так и есть, пользоваться этим мутным правилом — избегал, осторожность не повредит.
В пути я, конечно же, использовал GPS-навигацию. Для чего, кстати, пришлось тащить в Сербию второй телефон. Оказалось, что в навигации Нокии N8 карты Сербии присутствуют на уровне «вот здесь — вот такой город». К примеру, на месте Белграда нарисован овальчик, пересекаются два шоссе и написано — «Белград». И все. Причем на сайте карт Ovi нормальные карты — в наличии, все есть детально, с достопримечательностями и т. п. Но загрузить их в телефон по какой-то странной причине нельзя. В общем, потащил с собой старую Toshiba g810, на которой установлен iGo8 с нормальными картами. «Тошка» адски тормозила, глючила, вылетала, висла и выпрыгивала из держателя на каждой кочке (после чего тоже вылетала и висла), но дорогу показывала исправно. По навигатору нашел все что хотел, кроме, разве что, Города Дьявола, который нашел только благодаря советам местных жителей и указателям на дорогах.
Указатели на достопримечательности в Сербии, кстати, размещены добротно. Многие вещи можно найти без всяких навигаторов, ориентируясь просто по дорожным знакам — достаточно только знать примерно, в каком направлении двигаться. А еще на заправках продаются дорожные карты. Я, по настоянию местных друзей, купил парочку, но даже не распечатывал, навигатора хватило.
Но в основном на заправках я покупал, конечно же, бензин. Который — сюрприз! — стоит в Сербии примерно в два раза дороже, чем у нас. За 40 литров в «Корсу» платил примерно 2200 рублей. 95-й бензин, 92-го там, как я понял, вообще нет. Учитывая, что намотал я по Сербии — 2,262 км, денег на бензин ушло достаточно. Хорошо еще на всех заправках с удовольствием принимали мою кредитку.
Ну и о кредитке. В начале заметки писал, что при выдаче машины на карте заблокировали 800 EUR. В конце пути, в аэропорте им. Николы Теслы, после беглого осмотра машины на предмет дефектов, сумма была разблокирована. Операция разблокировки, однако, устроена несколько странно и может слегка смутить начинающего путешественника. Суть в том, что при разблокировке выдаются три чека — «пре-блокировка», «блокировка» и «разблокировка». И вроде все нормально, но потом приходят смски из банка, а по ним выглядит, будто добрый сербский кассовый аппарат заблокировал еще столько же, а потом вернул. А изначальную сумму — нет. Это вызывает, скажем так, недоумение (меня нагрели на 800 евро?!). Причем, недоумение возникает уже дома, поскольку первый отчет по этой операции приходит только через два дня. Однако звонок в службу поддержки «Сбербанка» и проверка баланса через интернеты все проясняет: разблокировка суммы произойдет в течение 30 дней. Так что пока я писал эту заметку — деньги уже вернулись. Но бдительность терять все равно не следует.