На эту тему не писал, наверное, только ленивый. Но повторенье, как известно, мать ученья. Тем более в свете прошедших в воскресенье выборов.
Вообще, о карго-культах известно уже довольно давно. Если коротко, суть вот в чем. Первобытные обитатели всяких островов насмотрелись, как белые люди строят там авиабазы и им на эти базы падают на парашютах всякие ништяки — еда, шмотки и так далее. Потом белые люди свои базы покинули. А туземцы, не понимающие ни что такое «авиабаза», ни что такое «самолет», ни что такое «снабжение», пришли к единственному доступному им умозаключению: если сымитировать взлетную полосу, построить деревянную башенку, смастерить деревянную модель самолета в натуральную величину, одеть игрушечные «наушники» и неистово плясать — с неба опять посыплются ништяки. Само собой, строили и плясали. С очевидным результатом.
Другой пример, родственный карго-культам — первобытный человек и ружье. Туземец, видевший, как разит насмерть врагов из ружья белый человек, очень хочет заполучить себе экземпляр. Однако если выдать туземцу ружье можно, то обучить его правильному использованию не так-то просто. Обычного современного человека научить стрелять нетрудно, он и сам знает как, нужно только натренировать его в плане техники — правильно держать, стоять, целиться — просто чтобы результат был получше.
Туземец же понятия не имеет, что такое ружье, что такое патрон, как происходит выстрел, что внутри у ружья — пуля, что пуля летит в цель. С точки зрения туземца, ружье — волшебное. И есть только то, что он видит: белый человек машет ружьем, гремит гром и враг падает замертво. И потому, заполучив ружье, туземец просто машет им, ожидая победы. Говорят, что даже когда туземцев научили жать на спуск и извлекать из ружья «гром», они долго еще направляли оружие в самые разные стороны, не понимая необходимости целиться во врага. Ружье ведь волшебное, зачем целиться?
Что у этих примеров общего? То что, не обладая достаточными знаниями о вещах и действиях, человек не в состоянии осознать смысла этих вещей и действий. И делает единственные доступные ему выводы:
— если построить нечто, похожее на авиабазу и сплясать — с неба упадет еда;
— если помахать ружьем, враг погибнет.
А культ демократии в головах многих отечественных «либералов» — это карго-культ практически в чистом виде. Они видят: вот, на условном Западе живут хорошо, богато. И видят: ага, у них демократия. Из этих двух наблюдений немедленно следует вывод: объявим демократию, и у нас тут же все станет хорошо, прямо как на условном Западе.
В поддержании культа, разумеется, помогают либеральные пропагандоны с этого самого Запада. Они ведь так и говорят: вона как клево, у нас — демократия. Сделайте чтоб у вас тоже было демократии побольше, и будете богатые, прямо как мы.
Конечно, при этом они не упоминают, что для поддержания западного благосостояния необходимо регулярно грабить остальной («третий») мир. Это ведь недемократично.
Не упоминают, что они были богатыми всегда, и без всяких демократий. Это наводит на подозрения.
И, конечно, они не упоминают, что для установления демократии их образца западное общество столетиями развивалось совершенно иным путем, нежели восточное. Это только запутает.
А нашему либералу разбираться не надо — ружье ему выдали, он и пляшет.
Хорошо еще есть президент Медведев, который уже объяснил гражданам — не надо путать демократию и благополучие.