Про Аризонскую мечту и Эмира Кустурицу

30.08.2010

Давно когда-то, лет пять примерно назад добрые люди ознакомили меня с художественным фильмом сербского режиссера Эмира Кустурицы «Черная кошка, белый кот». Фильм этот — блестящая комедия такой страшной силы, что и в первый, и во второй, и в третий просмотры я ржал как конь практически не переставая. Одна из лучших комедий, что когда-либо видел, кто не смотрел — посмотрите обязательно.

И в то же примерно время в цепкие лапы мои попал DVD, содержащий помимо кошки с котом еще цельных три фильма Кустурицы — «Жизнь как чудо», «Аризонскую мечту» и «Клубничку в супермаркете». У последнего, к слову, Кустурица был не режиссером, а продюсером, ну да не важно. В общем, диск я немедленно себе переписал и принялся смотреть.

«Жизнь как чудо» оказалась ярким, добротным фильмом — и грустным, и жизнерадостным одновременно. Про расчленение Югославии, про любовь и про простых людей. Я люблю, когда фильмы про людей, да. «Клубничка в супермаркете» — неплохая комедия. Не такая адская, конечно, как «Черная кошка», но тоже хорошая, в отдельных моментах — отличная. После этого фильма, кстати, в моем лексиконе прочно засело восклицание «Нэправда!!!» (которое по-сербски видимо обозначает несправедливость).

А вот с «Аризонской мечтой» у меня не складывалось — никак не удавалось посмотреть. Я честно пытался, но кино оказалось такое нудное, что только за первую половину засыпал до трех раз. А сегодня вдруг взял да и посмотрел — через пять лет. По факту коротко докладываю.

«Аризонская мечта» — первый опыт сербского мега-режиссера по съемкам фильма в Голливуде. Для этого опыта Кустурице даже выдали на главную роль Джонни Деппа. Это, а также яркие образы и отличный саундтрек Горана Бреговича (вкупе с подвывающим Игги Попом) — главные достоинства фильма. В остальном же «Аризонская мечта» мне не понравилась.

Во-первых, действительно, очень нудно. Но я сделал над собой усилие — не уснул. Во-вторых — отвратительнейший перевод. Перевели плохо, перевели не более 50% текста и никакой экспрессии: злобное «fuck you!» переводят как «чтоб тебя!». Вероятно, из-за этого многое пролетело мимо. Ну а в третьих (и в главных) — ни о чем. Странные фантазии странных людей, которым просто нечем заняться. Вроде бы красиво выглядит, чем-то интересно, но главная мысль отсутствует. Чего хотят герои? Элен хочет улететь в Папуа — Новую Гвинею, но приближаться к мечте (собирать вещи, покупать билет на самолет) не желает, вместо этого она хочет просто летать. Аксель хочет наоборот — жить среди эскимосов. Казалось бы, чемодан-вокзал-Аляска, но нет, рефлексировать о мечте ему гораздо интереснее, чем ее реализовать. А Грейс мечтает стать черепахой и жить вечно. Тут, конечно, все сложнее — либо к доктору, либо надо употреблять серьезные вещества. Короче говоря, получился фильм про людей, похожих на идиотов. Они не работают, им по жизни кроме рефлексии о своих фантазиях ничего не надо, никаких стремлений у них нет. Неинтересно.

Нет, были и светлые моменты. Например, когда Грейс на колготках вешалась — прекрасно снято. С русской рулеткой тоже неплохо. И странный, но правильный вывод в конце (о том что жить хорошо) — сойдет. Но в целом — никак. Так что из четырех отсмотренных фильмов три хороших, один — никакой. Считаю, результат очень даже неплохой. Теперь вытягиваю лапы в сторону «Андерграунда». Говорят, лучшая работа Кустурицы. Надо смотреть.

Комментарии