Прямо перед Новым годом на BBC вышел новый минисериал «The Day of the Triffids», по-нашему — «День триффидов». Всего две серии по 90 минут, так что я его быстренько посмотрел. Делюсь впечатлениями.
По сюжету человечеству удалось разрешить важную экологическую проблему — глобальное потепление. Удалось это через открытие нового, экологически чистого вида топлива. Масла, добываемого из триффидов. Триффиды — это такие растения, по случаю открытые в Африке британскими учеными. Отличительными свойствами этих растений являются плотоядность (даже человекоядность), злобность, умение ходить и подозрение на разумность. Но, несмотря на эти прелести, прогрессивное человечество немедленно изъяло африканских триффидов в пользу золотого миллиарда и понастроило повсюду новейших триффидоэлектростанций. Там живые энергоносители содержались взаперти, под надзором и выдавали за еду желанные мегаватты. Кроме того, те же британские ученые генетически улучшили триффидов так, чтобы они могли функционировать в любых климатических условиях. В общем, создали все предпосылки для катастрофы.
И катастрофа не заставила себя ждать. В один из светлых дней на Солнце случился небывалой силы солнечный шторм, сопровождаемый исключительно красивыми спецэффектами в небе над Землей. Все вышли посмотреть, но сила спецэффектов была так велика, что каждый их наблюдавший — ослеп. Естественно, таких оказалось большинство. И пока все были озабочены потерей зрения, триффиды вырвались из заточения. И, как гласит слоган фильма, день человечества на этом закончился, а день триффидов, соответственно, начался.
Главным героем оказывается Билл Мейсен, доктор наук, отпрыск тех самых британских первооткрывателей триффидов, тоже положивший всю жизнь на их изучение. Правда, из результатов исследований у Билла с собой всего лишь запись звуков, издаваемых растениями. В них доктор подозревает разговорную речь, но почему-то дальше прослушивания не заходит. Никакого анализа, отчетов, цифр, бумажек, проверки на повторения, сопоставления с поведением, теорий, гипотез, домыслов… Послушает доктор с умным видом пленку, пробурчит, что ему кажется — они разумны, и считай гранты на научную работу освоены.
Но тут доктор оказался в непростой ситуации. После несчастного случая в парнике с триффидами ему пришлось делать операцию на глаз. И по этой счастливой случайности он оказался среди тех, кому спецэффекты увидеть не удалось. И вот он выбегает из больницы, не понимая, что к чему и кто все эти люди, и встречает радиоведущую Джо, которой тоже посчастливилось сохранить зрение. Вместе они убегают от толпы несчастных, брошенных слепых.
Сразу порадовало, как показаны эти слепые люди. Казалось бы, внезапно ослепший человек, не понимающий ничего вокруг и беспомощный, у нормальных людей как минимум вызывает сострадание. Но в атомизированном гражданском обществе процветающего Запада все иначе. Герои шарахаются от ослепшей толпы как от чумных и прокаженных, как будто это уже не сограждане, оказавшиеся в беде, а голодные зомби. Им только хриплое «Мозги! Мозги!» вложить в уста осталось, и образ будет завершен. Показательно и что впоследствии одна группировка наотрез отказывается помогать слепым, а другая просто использует их как носильщиков/пушечное мясо, пуская в опасные места перед автоматами. А во второй серии авторы и вовсе убрали слепых из кадра, как бы продвигая мысль, что миллион каких-то злых растений — катастрофа большая, чем миллиард ослепших людей.
Затем убежавшие от слепых герои обнаруживают, что с ближайшей триффидоэлектростанции, убив охрану, сбежали энергоносители. Доктор Билл Мейсен немедленно приобретает навязчивую идею — что же делать с триффидами? Они с Джо отправляются на поиски других зрячих — и находят сначала одну, а потом другую группировку людей. Обе пытаются как-то объединить выживших, собрать еды, боеприпасов, топлива, обезопаситься, наладить связь, в общем — все как надо. Но доктор с порога атакует их вопросом: «что планируете делать с триффидами?!» Руководители в замешательстве ответствуют: «а что прикажете с ними делать, любезный доктор?» А он и сам не знает и ответить поэтому не может.
Зато выясняется, что люди оказывается не в курсе опасной природы растений. Дескать, триффидопроизводительные компании скрыли факт агрессивности и плотоядности своей продукции. Выглядит несколько неправдоподобно. Ученые в Африке первым делом открыли бы означенные качества и сразу ринулись бы писать статьи, что, мол, сенсация, найдены плотоядные, передвигающиеся и, возможно, разумные растения. И только потом кто-нибудь открыл бы энергетические свойства триффидного масла. Умолчать не удалось бы. Это все равно что скрывать от людей горючие свойства нефти или радиоактивные свойства урана. Бессмысленно, а случись чего — и вовсе преступно.
Так или иначе, главная задача, считает герой, извести освободившихся триффидов. Для чего он отправляется в пригород, навестить папеньку, который когда-то открыл оных, так что может кое-что знать. Правда, по ходу фильма зрителю становится ясно, что ничего сверхъестественного в триффидах нет и толковый мужик с ружьем способен с расстояния перебить сразу несколько неповоротливых растений. А толковый мужик, вооруженный бомбами с напалмом, или хотя бы огнеметом — и подавно. Но не таков наш ученый — ему подавай способ, чтоб ничего делать не надо было, а все само стало хорошо. Тут явственно видна связь с нашими либеральными властителями дум… Впрочем, я не о том.
Пока доктор Мейсен собирается с мыслями, в стане группировки выживших людей меняется власть. Более-менее вменяемого майора Кокера смещает со своего поста Торренс (на постере справа). Персонаж это совершенно невнятный. Кто он такой и чего ему надо? Об этом не говорят. Как вышло, что подчиненные майора Кокера встали под начало Торренса? Он что, обладает недюжинными лидерскими качествами? Нет, весь фильм только ноет и бесится. Или он чем-то заинтересовал людей? Нет, не заинтересовал. Может быть, он грамотный управленец? Нам показывают, что управлять он не то что не умеет, а просто не пытается. Может быть у него цель какая-то есть? Нет у него никакой цели. Так, ходит какой-то мужик с бородой, шевелит бровями под портретом Черчилля, то собирает людей непонятно зачем, то мечется к Мейсену и обратно, то кричит, что ничего не получается. Исходя из чего люди ему вообще подчиняются — понимать отказываюсь.
На мой взгляд, только за счет роли Торренса «День триффидов» из средненькой фантастики переходит в разряд идиотской. Первый час еще более-менее, завязка для интересной истории, можно посмотреть. А потом — одна сплошная тупость, разбавляемая, правда, прекрасными видами разрушенного Лондона. И вообще картинка довольно сочная, смотреть приятно. А вот содержимое — никак нет.
Резюме: фильм тупее пробки от шампанского, которое мы празднично распивали во время просмотра. Кстати, с Новым годом!