Студия разработки сайтов и приложений

Netspark.ru

Заметки и разработки

OctoberCMS

Про сериал «Глухарь»

17.06.2010

Отечественные телефильмы и сериалы я смотрю нечасто. Так уж получилось, что старые давно посмотрел, а на современные без слез смотреть затруднительно. Нормальных практически нет, сценарии скучные, персонажи картонные, истории неинтересные, даже разговорная речь — какая-то искусственная. Короче, все довольно посредственно за редкими и незначительными просветами. Потому смотрю, в основном, американское и британское, через компьютер. А телевизор у меня в качестве подставки для будильника работает, включаю его очень редко.

Вот один из этих редких моментов я и увидел, как в телевизоре передавали какую-то серию сериала «Глухарь». И с первого взгляда стало понятно, что «Глухаря» надо смотреть. Естественно, с первого сезона (а в телевизоре показывали второй). Посмотрел.

Сериал «Глухарь» — милицейский, главные герои в нем, соответственно, милиционеры. Точнее, два друга: капитан юстиции Глухарев и старший лейтенант ГАИ Антошин, ну и их коллеги. Сюжет развивается вокруг Тушинского района Москвы и событий в вымышленном Пятницком ОВД, где Глухарев служит старшим следователем.

Есть, кстати говоря, ряд граждан, за людей милиционеров не считающих. Пользуясь случаем, хочу к ним обратиться: вы, граждане, дальше эту заметку не читайте (и на домовую страницу лучше больше не заходите). Потому что при первом же просмотре в глаза сразу бросается, что сериал — про людей. И милиционеры в нем показаны людьми. Нормальными, обычными людьми, со своими жизнями, заботами и мыслями. И это сразу подкупает.

Тут ведь вот в чем дело. Как правило, про человека нельзя просто так взять и сказать, что он добрый или злой, плохой, хороший или там положительный/отрицательный. Это в принципе признак некоторой незрелости — однозначно делить людей, предметы или явления на «плохие» и «хорошие», но сейчас не о том. Отдельно взятый человек — он вот такой, какой он есть, и говорит, думает и действует он именно так, а не иначе не потому что «плохой» или «хороший», а в силу особенностей своего характера, убеждений, взглядов, принципов или просто дурости. Однако когда смотришь какой-нибудь обыкновенный, среднего пошиба сериал, заметно, что в нем персонажи как бы урезаны. У них нет черт характера, если они не вписываются в требования сюжета, их личная жизнь не целостна, а состоит из отдельных эпизодов, которые режиссер счел необходимым показать. Примерно об этом мальчик рассказывал Арнольду в фильме «Последний киногерой» (хотя для фильма это не недостаток). И когда персонажи совершают какие-то поступки, эти поступки обязательно продиктованы сюжетной линией. Ты думаешь: вот зачем он так поступил? А в конце оказывается, что поступил он так, потому что специально продумал цепочку немыслимых событий, приведших к поимке негодяя? Ну или как злодей в «Легенде об Искателе» — зачем он пытает, убивает, мучает? А потому что он злой негодяй, обязан пытать, убивать и мучать. Так действуют персонажи стандартных сериалов. В добротном же сериале, который про людей, герои совершают поступки не во имя священной цели, не во благо великого дела и даже не всегда удачно и со счастливым концом. А просто потому что вот такие они люди. И в этом, на мой взгляд, главное достоинство сериала «Глухарь»: он не про персонажей, а про людей. Про людей и про жизнь.

Кстати, о жизни. Большинство современных отечественных сериалов и фильмов от жизни безнадежно оторвано. Смотришь на сцены, эпизоды, на их героев, как они говорят, что говорят, что делают, о чем думают и понимаешь: никакого социального отклика они вообще не вызывают. Нет таких людей. Их нельзя встретить. Синтетические они, высосанные из пальца. Нет таких сцен — это картонные декорации с неживыми диалогами и бессмысленными поступками. Можешь смотреть час, два, три часа, потом выключишь и через пять минут уже не помнишь, что смотрел, о чем это было (потому и не включаю телевизор).

В этом «Глухарь» решительно выделяется. Кого бы в нем ни показывали — таксиста, наркомана, пенсионера, милиционера, родителя, водителя, гопника, идиота, барыгу или подростка — немедленно возникает ощущение, что ты буквально вчера с таким же разговаривал, водку пил или просто мимо проходил — они как живые. И поэтому «Глухаря» хочется сравнивать не с нашими фильмами, а с драмами HBO, такими как Band of Brothers, The Wire, Rome и True Blood, несмотря на пропасть, лежащую между нашими и вражескими технологиями (и тем более бюджетами). В общем, слоган «Сериал, которому веришь» — в точку.

Тут следует оговориться, что такой подход, пожалуй, хорош не для всех жанров. Комедии, фантастика, героические боевики, ужасы — в них жизненность и реализм, наверное, не на первом месте, там важна интересная история и всякое такое. Но если речь о драме про жизнь — пусть и с элементами комедии — без живых персонажей не обойтись никак.

И вот значит живой персонаж Сергей Глухарев, повторюсь, служит в милиции, в ОВД. Дела в этом ОВД, как нетрудно догадаться, не имеют практически ничего общего с героическими погонями, заговорами, зловещими серийными убийствами и т.д. Все гораздо приземленнее: мужик по пьяни собутыльнику голову проломил, у одного подростка гопники деньги с телефоном отобрали, другие подростки бомжа избили, третьи — сдуру чужую машину испортили, строители инвентарь налево продали, где-то квартиру обнесли, где-то наркотики хранили. Некоторыми из этих дел и занимается старший следователь Глухарев, иногда за дополнительное вознаграждение населения. Живет он с мамой, иногда сожительствует с непосредственным начальником (женщиной, конечно), натаскивает стажера Колю — практиканта из юридического, и дружит с гаишником Денисом Антошиным, продающим полосатые жезлы на стационарном посту ДПС неподалеку от ОВД. А еще Денис и Сергей любят свой Тушинский район, в котором выросли, и в наведении в нем порядка руководствуются принципом «Кто, если не мы». А по жизни — еще одним принципом, выражающим главную мысль сериала и заключающимся в том, что где бы ты ни был, нужно всегда оставаться человеком.

Вот об этом и сериал — о жизни Дениса и Сергея, в которой, как и в любой нормальной жизни, случаются веселые, смешные, радостные, грустные и драматичные события. Из драматичных неспешно формируется сквозная сюжетная линия, отражающая серьезные изменения в жизни и отношениях героев. Дальше пересказывать сюжет не буду — смысла большого нет, надо смотреть. Создатели не лепили из милиции героев или негодяев, а показали их так, как сочли нужным. Людьми. На мой взгляд — получилось интересно, посмотрел все (48+2+48)=98 серий с удовольствием. Если хочется посмотреть хороший жизненный сериал на родном языке, о родных реалиях — рекомендую.

Глухарь в кино
Ну и конечно, нужно упомянуть, что относительно недавно вышел художественный фильм «Глухарь в кино». Его я тоже посмотрел и он мне тоже понравился. Создателям удалось перенести на большой экран все самое удачное, что было в сериале и при этом — поскольку речь о кино — серьезно добавить драматичности и экшна. В результате получился добротный боевик, сочетающий погони и перестрелки с бодрой атмосферой оригинального сериала. В двух словах: главные герои попадают в серьезный замес с убийством сына известного аллигарха, все за ними охотятся, они убегают и параллельно пытаются разобраться, что к чему. Все напряженно, драматично и интересно. В общем — тоже рекомендую.

В заключение хочу сказать вот что. Все-таки приятно, что у нас еще могут снимать не бредни о душевных метаниях интеллигентов, не помои, пачкающие нашу историю, а интересные фильмы про нормальных людей. Редко, но могут.

Комментарии