Сон разума

05.02.2010

На днях посмотрел два сезона канадского телесериала «Sanctuary», известного у нас под названием «Убежище». Рассказываю.

Смотреть «Убежище» порывался раза три, но всякий раз отпугивало описание, а точнее — изрядных дух «комиксовости» в нем. Дело в том, что я к подобного рода фантастике отношусь равнодушно. Не потому что я не люблю фильмы по комиксам, нет. Среди них есть прекрасные экземпляры. Например, фильмы «Sin City», «Constantine», «300» — отличные. А не люблю я эдакую поверхностную комикс-фантастику. В смысле, когда супергерои с необычными возможностями, бессмысленные уродцы (см. человек с головой моржа), необъяснимые мутанты, замешанные в одну кучу русалки, ведьмы, невидимки и зомби — и все это не в продуманном и проработанном мире с уникальной атмосферой, а просто «потому что так вышло». Такова картина комиксовых произведений, которые мне не нравятся. Тем не менее из-за положительного в целом набора отзывов решился все-таки посмотреть на пробу несколько серий.

Главным героем выступает Уилл Циммерман, скромный паренек с психологическим образованием, работающий в полиции на должности, я так понимаю, криминалиста. Приходит в общем на место преступления и сразу замечает все детали, потому что такой у него талант — замечать детали. А еще в детстве в результате атаки чудовища у Уилла погибла мать. Но мальчик под действием общественного мнения («Чудовищ не бывает») об этом забыл, как-то смирился, вырос и жил обычной человеческой жизнью. Пока однажды его не заманила к себе на работу ученая тетенька Элен Магнус. Оказалось, что Элен всю свою длинную жизнь занимается поиском и отловом «аномалов» (abnormals) — так политкорректно она называет всевозможных мутантов, чудищ и упырей, которыми наша планета тайно изобилует. Отловленных монстров Элен Магнус помещает в Убежища — сеть спец. учреждений для безопасного содержания и подробного исследования аномального контингента. Таким образом Элен с одной стороны охраняет существ от жестокого мира людей, а с другой — охраняет людей от существ, многие из которых, конечно же, злобные и опасные твари.

В этом и есть суть сериала «Sanctuary»: Элен Магнус совместно со своей дочерью Эшли, упомянутым уже Уиллом, мастером на все руки Генри и аномалом по прозвищу Здоровяк находят, ловят, исследуют и содержат в Убежищах страшных, умных, глупых, опасных и удивительных существ. А существ в сериал напихано богато из совершенно разных пластов легенд и мифов народов мира. Тут тебе и добрые оборотни, и смертельно опасные разумные тараканы, и ведьмы из средневековья, валящие людей толпами, и «альтернативные» вампиры, и тупые мутанты, и ядовитые гуманоиды — есть где разгуляться владельцам сети секретных заповедников.

Первая серия приятно удивила своей бодростью. Шутки, монстры и персонажи оказались вполне на достойном уровне, даже блондинка Эшли, выступающая в стиле Рэмбо, не вызвала отторжения. А когда волосатый упырь Здоровяк с больничной койки заявил хриплым голосом Уиллу: «There is such a thing as monsters» — решил, что сериалу следует дать шанс. Ну и дал, просмотрев целиком два имеющихся на данный момент сезона.

В ходе просмотра сюжет дополнился важными сведениями относительно прошлого Элен Магнус и сети Убежищ. К примеру, сообщили, что тетеньке целых 157 лет. Дескать, еще в XIX веке она и еще четверо приятелей-ученых раздобыли качественной крови древних вампиров (которые к тому моменту уже вымерли), ширнулись ею и получили за это чудесные дары. Элен прекратила стареть, хотя зеркала все же говорят ей правду, как и всем нам. Четверо же других стали весьма примечательными личностями. Джон Друитт — лысый мужик с картинки — научился мгновенно телепортироваться туда-сюда и вдобавок оказался известным убийцей Джеком Потрошителем. В реальности персонаж, кстати, действительно существовал и проходил подозреваемым по этому знаменитому делу. Следствие установило, что у Друитта имелось алиби. Впрочем, дар телепортации объясняет, как он мог одновременно играть в крикет в одном месте и резать женщин в другом.

Джеймс Уотсон от вампирской кровушки многократно умножил свою способность к дедукциям, вследствие чего по версии сериала Артур Конан-Дойл срисовал с него портрет Шерлока Холмса (а себя Уотсон скромно приписал в помощники к оному). Найджел Гриффин приобрел дар становиться невидимым. И хотя в «Человеке-невидимке» имени Найджел не значится, нетрудно догадаться, что имеется в виду именно Гриффин из известного романа Герберта Уэллса. Наконец, пятым другом-ученым был не кто иной как Никола Тесла, который, введя себе вампирскую кровь, попросту стал вампиром. Ну и еще повелителем электричества, но для сериала это не так важно, как было важно для науки.

Вот такой сказочный компот. Так или иначе, главными героями являются Элен, Уилл, Эшли, Генри и Здоровяк (у него нет имени, все его называют Big Guy), а остальные выдающиеся джентльмены подключаются по мере развития сюжета. В ходе которого раскрывается и основная («сквозная») сюжетная линия. Так, внезапно выясняется, что помимо Элен Магнус с ее Убежищами существует и другая организация под названием Заговор. Организация эта занимается примерно тем же самым, то есть захватом и исследованием аномалов, но только в грязных, злых и корыстных целях, а не в честных, научных и демократических — как Элен и ее ребята. На этой почве между предприятиями в течение всего первого сезона развивается конфликт. Важно отметить, что организация «Заговор» существует по сюжету сериала уже не менее двух тысяч лет (супротив ста с гаком лет детища Элен). То есть это полномасштабная сеть заговорщиков по всей планете, с кучей денег и связями повсюду. Дескать, могущественное тайное мировое правительство и все такое. Но при этом когда дело доходит до первого пересечения интересов Убежища и заговорщиков — обнаруживается, что никто ни про кого ничего не знал. То есть я могу понять, как тетенька-ученый может 150 лет строить свою сеть Убежищ и не замечать рядом огромную и сильную организацию того же профиля. Ее действия в сериале, в принципе, не всегда адекватны. Но как может тайная силовая организация с тысячелетней историей не заметить выросшего под боком прямого конкурента, не говоря уже о том, чтобы дать ему вырасти до значительных размеров? Как можно не заметить огромные замки, в которых др. Магнус содержит в большом количестве объекты твоего интереса? Как можно не обратить внимание на самосвалы бабла, которые за это выкатываются?

Вот этот идиотизм полностью испортил мне впечатление от просмотра. Я уже был готов принять винегрет персонажей и монстров за своеобразную атмосферу, тем более что сделано все весело, добротно и более-менее интересно. Но сна разума создателей хватило только чтобы породить для сериала разнообразных тварей, а продумать, что и как дальше будет происходить — не смогли. В результате практически все более-менее важные эпизоды выглядят глупо. Например, коварный многоходовый план заговорщиков по уничтожению сети Убежищ. Какой к черту план, когда при первой же встрече в начале сериала десяток вооруженных мужиков поставил всю оборону Убежища раком за пять минут? Чего там еще планировать?

Во втором сезоне создателям дурость, видимо, стала понятна, и эту сюжетную линию прикрыли. После чего, честно говоря, сериал стал таким бесхребетным, что досматривать его пришлось уже через силу. Масла в огонь подлил оператор, который, похоже, совсем недавно посмотрел «24», проникся подвигами Кефирчика и принялся вставлять в кадр прямоугольники с разными эпизодами так, что смотреть стало решительно невозможно, а немного приструнить творческого гения удалось только к концу сезона. В конце, кстати, ход с появлением очень богатого и влиятельного человека, которого при этом никто не знает, повторили. От безысходности что ли?

В общем, несмотря на довольно приятное начало, сериал ко второму сезону совершенно отупел и никакое разнообразие монстров не помогло. Единственное, что скрашивало неинтересную картину — это персонажи Здоровяка, Николы Теслы и Генри. Последний особенно хорошо раскрылся во втором сезоне. Но этого явно недостаточно. Третий сезон у сериала, говорят, будет, но смотреть его не хочется.

Комментарии