Когда-то давно, в отчаянной попытке отучить людей спрашивать каждый день одно и то же, все кидали друг другу годный текст «Как правильно задавать вопросы программистам на форумах» (или англоязычный оригинал). Сегодня оригинал текста найти уже непросто, везде куча вариаций на тему.
Но что гораздо печальнее — многие программисты уже и сами разучились, или даже забыли научиться тому, что там было написано.
«Привет, я тут ставлю этот пакет и у меня не получается, помоги» — такую форму репорта мы привыкли видеть на форумах от новичков. Но не от людей же, позиционирующих себя чуть ли не как senior developer. Которые обычно на такие вопросы отвечали сами сотнями, и поэтому у них где-нибудь под рукой сразу список наводящих вопросов для копипасты:
- Что именно не получается?
- Что ты делаешь?
- Какую ошибку видишь?
- Как уже пытался исправить?
- Почему мне приходится задавать эти вопросы?
Наверное каждый, кто лет 15 назад пытался спросить (или ответить) что-то на программистских форумах, имел возможность хоть раз наблюдать похожую сокращенную версию списочка. Эти вопросы на тех же форумах в виде заголовков даже в шаблоны новых топиков вкручивали, чтобы просто заполнить ответы и нажать «Сохранить».
Конечно, и тогда находились деятели, которые на всё это клали с прибором, но им и помогать очередь не выстраивалась. А сейчас говоришь по сути с коллегой, считающим себя профи, и такое
- Что не получается?
- Делал всё что ты рекомендовал, выводится ошибка.
- Какая ошибка-то?
- Ошибка с файлом aaa.json, текст которой ты просил в прошлый раз.
- Так я первым пунктом предложил прибить этот файл и посмотреть какая будет новая ошибка. Ты сказал что всё попробовал. Ну и?
молчание, конец сеанса связи
В общем, в последнее время всё подводит к мысли, что, чтобы тебя считали крутым специалистом, нужен ровно один софт-скилл. Научиться ответственно и уважительно относиться к тому что ты делаешь и к тем, с кем это делаешь.
И всё.