Как известно, KDE4 прекрасен, гораздо прекраснее своего предшественника, KDE3. В частности, прекрасен он наличием плазмоидов. Что такое эти плазмоиды? Это активные апплеты (или, если хотите, виджеты), то есть элементы десктопа, над которыми можно изголяться по-всякому: добавить на рабочий стол, убрать с рабочего стола, наклонить для удобства, увеличить, уменьшить, или раскрасить в другой цвет.
На рисунках мы видим плазмоиды "Часы", "Календарь", "Управление рабочими столами" и "Большая кнопка выключения". Плазмоидами, собственно, они называются в честь Plasma, нового фреймворка в KDE4, реализующего всякие такие визуальные эффекты и взаимодействия с рабочим столом. Собственно, в KDE3 тоже имелись активные апплеты - на отдельном движке SuperKaramba, но такой красоты в них не было. Ну и потом - XXI век же, оконные менеджеры уже должны в космос летать самостоятельно, не то что апплеты поддерживать без посторонней помощи.
Плазмоиды бывают разные. Например, информативные - календари, часы, системные мониторы, комикс-стрипы с комикс-сайтов и тому подобное. Но бывают плазмоиды интерактивные. Словарь, заметки, калькулятор, или мини-игра какая-нибудь. И вот этой своей интерактивностью плазмоиды еще прекраснее, ведь теперь можно всегда иметь под рукой самые необходимые вещи: список дел, фотографии женщин и адреса врагов. Чтобы как только надо - так сразу и воспользоваться.
Однако может случиться, что во всем разнообразии доступных плазмоидов не найдется нужного. Тогда следует вспомнить об известной открытости ОС Луникс - и написать необходимый плазмоид самостоятельно. Благо, сделать это совсем несложно. Вот, например, краткий учебник.
И вот еще полезные ссылки в тему разработки плазмоидов:
- Creating your first Plasmoid - небольшой, но хороший учебник.
- 10 rules for a plasma widget developer - немножко советов по разработке.
И, кстати, да, все мы очень ждем окончательного выхода KDevelop4, в котором быстрая и простая разработка плазмоидов - одна из фич.