Про Band of Brothers и The Pacific

Весной посмотрел целиком и полностью десятисерийный минисериал HBO 2001 года под названием «Band of Brothers», на родине известный как «Братья по оружию». Затем отсмотрел и новинку текущего года — «The Pacific» («Тихий океан», «Тихоокеанский фронт»), тоже производства HBO, тоже из десяти серий. О них обоих ниже и пойдет речь.

Перво-наперво, для тех, кто не в курсе, несколько слов о. «Band of Brothers» и «The Pacific» — телефильмы про Вторую мировую войну. А точнее, про американских солдат на Второй мировой войне. Первый рассказывает о действиях роты воздушно-десантных войск в Европе, начиная с высадки в Нормандии и заканчивая собственно капитуляцией Германии. Второй — про путь морской пехоты США, воевавшей на островах Тихого океана против Японии — от Гуадалканала до Окинавы.

Что еще объединяет эти фильмы, кроме тематики и телеканала? Например то, что к изготовлению обоих приложили руку такие граждане как Том Хэнкс и Стивен Спилберг. Или то, что на съемки каждого были выкачены такие самосвалы бабла, какие другим телесериалам пока что не снились. В результате чего, кстати, качество картинки, спецэффектов и звука поднято на недосягаемые пока для других сериалов высоты — на один уровень качества с такими военными художественными фильмами как «Спасая рядового Райана» и «Тонкая красная линия».

Это у нас государство выделяет деньги на съемки очередного говна типа «Утомленных солнцем 2». Это у нас идиоты воют о бессмысленности празднования 9-го мая, о том что мы немцев трупами завалили, о том, что коммунизм — это такой фашизм, что идиоты «не просили за них воевать», что армию нужно вообще уничтожить, а нам всем давно пора плакать и каяться. Что надо было сразу немцам сдаваться, и уже жрали бы баварскую колбасу (нашим идиотам только колбаса и нужна). А вот в США к делу подходят несколько иначе. В США на съемки патриотического кино тратятся вагоны денег. Показывайте, пожалуйста, наших военных, укрепляйте патриотизм населения. Пусть все знают, что американские солдаты — отважные мужчины, доблестно защищающие свою родину с оружием в руках. Что они воевали, что они победили, что они — герои.

Итак, Band of Brothers
Летом 1944 года, когда победа СССР над фашистской Германией стала очевидна, союзники (США и Англия) перешли от ленд-лиза к решительным действиям и открыли наконец-то второй фронт. По планам союзников, взятие Берлина должно было произойти к концу декабря 1944 года, однако этого не произошло и война с Германией, как мы знаем, продолжалась до мая 1945. Именно в этом временном отрезке (лето 1944 — май 1945) и происходит действие «Band of Brothers».

Сериал «Братья по оружию» снят по мотивам одноименной книги Стивена Эмброуза, американского историка, писателя и автора биографий президентов Эйзенхауэра и Никсона. Эмброуз, кстати, участвовал в работе над сериалом в качестве исполнительного продюсера.

Как уже было отмечено, «Братья по оружию» — про роту американских воздушно-десантных войск. Если точнее — про роту «E» второго батальона 506-го пехотного полка 101-й воздушно-десантной дивизии армии США. По мере развития сюжета в сериале отражены следующие события:

Как и в книге Эмброуза, события большинства серий показаны от лица одного из их непосредственных участников — рядового бойца, военного медика, сержанта, командира роты. Каждая серия предваряется специально отснятыми воспоминаниями живых ветеранов роты «Е» об этих событиях. Кстати, актеров на роли американских солдат и офицеров специально подбирали по внешнему сходству с реальными бойцами.

Что еще можно сказать о «Band of Brothers»? Что «Братья по оружию» выиграли шесть наград Эмми из 19 номинаций. Что это отличный сериал и один из лучших фильмов про войну, что я вообще когда-либо видел. Что персонажи живые, что атмосфера классная, что боевые действия отсняты на все деньги — мощно, как в «Райане». Что с драматизмом тоже полный порядок, одна только серия про концлагерь чего стоит. Что смотрел все 10 серий не отрываясь — очень, очень круто. И что поэтому очень обидно, что такие сериалы снимают американцы в США. А у нас — не снимают. И не хотят снимать. Но об этом позже.

The Pacific
«Тихоокеанский фронт», вышедший на экраны через 9 лет после «Братьев по оружию», повествует о нелегкой доле 1-й дивизии американской морской пехоты в войне с Японией. События сериала рассматриваются от лица трех главных героев — Джона Базилоне, Юджина Следжа и Роберта Лекки. Сам сериал во многом основан на мемуарах последних двух: «Со старой гвардией: на Пелелиу и Окинаве» Следжа и «Каска вместо подушки» Лекки. Цепочка событий, отраженных в «The Pacific» примерно такая: битвы на Гуадалканале (2 серии), передышка в Мельбурне, битва за мыс Глостер, сражения на Пелелиу (3 серии), Иводзима, Окинава и возвращение домой.

Сам сериал приобрел у своего предшественника почти все самое хорошее. Огромный для сериала бюджет, сочная картинка, спецэффекты, рассказы ветеранов, игра актеров, драматичность (см. серию про Джона Базилоне на Иводзиме) и шикарная съемка боевых действий, удачный способ повествования — от лица одного из бойцов — все это прекрасно перенеслось в «The Pacific». Даже консультант на съемках тоже носил фамилию Эмброуз — это был Хью, сын автора «Братьев по оружию». И вообще, в смысле оценок хорошести имеет смысл упомянуть 24 номинации на грядущую премию Эмми. Разве что, некоторым, в том числе и мне, показалось, что «Тихий океан» гораздо зануднее «Братьев» в первых трех-четырех сериях. Но это, как говорится, на вкус. Да и последние серии уже совсем не занудные, а высадка на Пелелиу и вовсе прекрасна.

И все же «Тихий океан» другой и отличается в первую очередь атмосферой, которую из «Братьев по оружию» не перенесли. Не потому что не смогли, а потому что она другая. Потому что американские фильмы про войну с Германией в Европе и про войну с Японией в Тихом океане отличаются. Само отношение американцев к этим театрам Второй мировой, видимо, сильно разное, оттого и фильмы разные. В Европе американская армия воевала совместно с англичанами, освобожденные европейцы союзников горячо поддерживали, плюс основные немецкие войска были связаны войной с СССР, а главные сражения проходили там — на Восточном фронте. Это я не к тому, что для американцев Западноевропейский фронт был легкой прогулкой — они воевали, они погибали, они совершали подвиги и были героями. Но тихоокеанские сражения у американцев по сравнению с европейскими всегда показаны кромешным адом. Непроходимые джунгли/выжженные камни, дожди, жара, малярия, дизентерия, никакой поддержки населения, только грязь, кровь, трупы и бесконечно прущие несмотря на огонь японцы. Эта разница в атмосфере была видна в сравнении «Райана» и «Тонкой красной линии», видна она и между «Band of Brothers» и «The Pacific». Ее даже озвучивает в конце «Тихого океана» таксист: — There. You can keep the change.
 — I ain't touching that. I might've jumped into Normandy, but at least I got some liberties in London and Paris. You GI-rines, you got nothing but jungle rot and malaria. Welcome home.

Есть, кстати, и еще одна разница — в отношении к врагу и в том, как этот враг показан. Герои «Band of Brothers» воюют с немцами, то есть с просвещенными европейцами, и немецкие солдаты показаны в сериале как равные. Вот, говорят ветераны: — Most of them were kids. We all were kids.
 — They had a job to do, same as me. We went about and did the job that we had to do.
 — We thought Germans were the evilest people in the world. As the war went along, we found that it wasn't the Germans, per se.
 — l've thought about this often. That man and l might've been good friends. He might've liked to fish, he might've liked to hunt. You never know. Of course, we were both doing what we were supposed to do. But under different circumstances, we might've been friends.
Причем, эти фразы предваряют самую тяжелую серию под названием «Why We Fight» («Почему мы воюем»). В ней десантники обнаруживают еврейский лагерь смерти, в котором еще остались полуживые заключенные. Получается с одной стороны — запредельный ужас и жестокость, а с другой — эти высказывания ветеранов. В общем, несмотря на все обстоятельства, немцы в данном представлении — люди. Им в «Band of Brothers» дозволено разговаривать, им можно сочувствовать, можно уважить немецкого генерала — позволить толкнуть речь перед солдатами. Немцы — равные.

А вот японцы в «The Pacific» — не совсем люди. Они практически звери, показаны эдакими свирепыми павианами, мощь которых нужно уважать, но все же павиан не равен человеку. У них нет реплик, в сериале не показано ни одного японского военачальника, японцы могут только стрелять, колоть морпехов штыками, страшно скалиться и кричать — по-звериному. Вероятно, в этой разнице есть отражение такого известного явления как расизм западного человека, который позволяет ему принимать за равного только другого такого же западного человека.

Кстати, о нациях. В «Братьях по оружию» русские упоминаются только два раза, тоже в девятой серии. Один раз — в контексте лагеря смерти (что русские освободили такой же, только еще хуже). И еще один раз — что союзники «позволят» русским взять Берлин. А в «Тихом океане» не упоминаются вовсе, хотя Красная армия очень даже вломила континентальной армии японцев на Дальнем Востоке, о чем есть хорошая статья Константина Асмолова «Победа на Дальнем Востоке». Кто-то может подумать, что в этом есть несправедливость — по крайней мере относительно войны с Германией. Что американцы героизируют своих солдат как спасителей всея планеты, а СССР и подвиг советского народа не упоминают. Лично я считаю, что несправедливости никакой нет. Это ведь американское патриотическое кино, естественно оно про американцев и герои в нем — американцы и никак иначе.

Да, конечно таким путем в итоге мы придем к тому, что это американцы воевали и всех победили, и немцев, и русских, и фашизм, и коммунизм, и всех спасли. Лет 30 еще пройдет, и другой точки зрения по вопросу уже не будет. Но виновата-то в этом не американская пропаганда. Нет, виноваты в этом только мы сами — когда обильно поливаем дерьмом собственную Родину и предков. Это мы снимаем «Сволочей», «Штрафбаты», показываем по НТВ помои «про Сталина», передаем в телевизоре познеров и сванидзэ и всерьез обсуждаем в интернетах книжки Резуна-Суворова. За последние годы чего-то стоящего военно-патриотического и вспомнить толком не получается. Добротный минисериал «Грозовые ворота» (хоть он и не про Великую Отечественную). Может «Мы из будущего» — первую часть. Ну и еще недавно на ОРТ вышел неплохой документальный фильм «Великая война» в восьми сериях. Хотя опять же, тут же рядом с ним показывали известную передачу «Познер» прямо противоположной направленности. Нет, в общем, у нас направления на развитие патриотизма — не нужно это у нас никому. И поэтому так называемая свобода слова с подачи государства превращается в свободу поливать свою собственную историю помоями. А пока оно так — без разницы, что будут думать дети в американских школах, если нашим детям будут насильно вливать в головы говно типа «Утомленных солнцем 2».

Поэтому сериалы — оба два — имеет смысл рассматривать как просто очень хорошие военные телефильмы. «Band of Brothers» — шедевр, обязательный к просмотру. «The Pacific» — тоже очень хороший, хотя другой и немного про другое.

Жаль, что у нас таких нет и не предвидится.

Комментарии