Про GTD Девида Аллена

27.10.2009

На прошлой неделе дочитал книжку Девида Аллена "Как привести дела в порядок", известную повсеместно под названием "Getting Things Done" или сокращенно - GTD. Книжка в кругах интересующихся всяким тайм-менеджментом, лайф-хакингом и прочими гнусными иностранными словами очень и очень известная. Фактически, культовая. Да и аббревиатура GTD давно уже стала означать сам процесс оргазации дел. И ни один уважающий себя электронный органайзер не обходится без упоминания GTD в описании. Короче говоря, популярная и авторитетная работа, как минимум о существовании которой нужно знать.

Как можно догадаться из названия, речь идет о приведении дел в порядок. То есть в книге на трех с половиной сотнях страниц рассматривается авторская методика управления повседневными заботами отдельно взятого гражданина. Методика изложена простыми и доступными словами, проиллюстрирована жизненными примерами, таблицами и схемами. Как правильно составить списки дел? Чему место в календаре и что держать под рукой? Имеет ли смысл хранить кипы статей и газетных вырезок и как их хранить? В чем разница между записью "покрасить машину" и "позвонить в автосервис" и какая запись лучше? Насколько глубоко и полно имеет смысл записывать свои дела? Как подойти к планированию новой задачи? Как обработать входящие данные? Если все это интересно - книжку нужно прочесть. Конечно, никаких покровов она не срывает. Некоторые советы очевидны человеку, хоть раз задумывавшемуся над вопросами самоорганизации. Но ценна книга, на мой взгляд, тем, что советы собраны в систему, позволяющую по крайней мере быть уверенным в том, что ты ничего не забыл и не упустил.

Сам я читать "GTD" стал в силу разных причин, которые выходят за рамки этой заметки. Сначала несколько оттолкнуло оформление обложки и название. Напоминает всякие "180 советов, как похудеть на полцентнера и заработать миллиард". Но по факту прочтения хочу сказать: в отличие от сочинений, эксплуатирующих так или иначе одну и ту же мысль "поднимите жопу с дивана и действуйте", тут ничего такого нет. Не в том смысле, что можно остаться на диване, а в том, что необходимость поднятия зада в книге полагается очевидной и не обсуждается. Кстати, в этом, как мне показалось, заключается основная ошибка авторов недовольных отзывов. Из чтения критики в интернетах сложилось впечатление, что некоторые ищут не советов по организации, а некие секретные магические ритуалы. Чтобы прочитать книжку, записать на бумажку дело, и оно - бац! - вдруг само сделалось. А когда внезапно выясняется, что так не бывает и нужно самому шевелиться - возникает недовольство. Конечно, автор виноват, кто же еще? Наверное, тут и популярность методики GTD сказалась: ведь не может же такая известная книжка не быть волшебной.

Причем, сама-то книжка вовсе не претендует на звание панацеи от всех забот. Вместо этого в ней всего лишь предполагается, что определение для каждой задачи следующего необходимого к совершению действия может помочь сдвинуться с мертвой точки. И приводится еще несколько заслуживающих внимания правил и установок, позволяющих организовать свои дела в простую и удобную систему. Вот если большего не требовать и знать, что задницу с дивана все равно поднять придется - книжка вполне может пригодиться.

Дополнительно меня порадовало, что автор не углубляется в исследование различных электронных средств, а рассматривает свои наработки на базе универсального решения "блокнот и ручка". К слову, электронных средств сейчас существует немало самых разнообразных: онлайн-сервисы (RTM, Todoist, Ta-Da, Гугль-таски); обычные программы-органайзеры типа Kontact, Outlook и встроенных в телефоны; необычные программы, такие как Get on Tracks. Из того, что мне довелось попробовать, ближе всех к предмету подобралась программа Thinking Rock, которая к тому же еще и под Linux работает. Но так чтобы очень сильно - ничего не понравилось, поэтому пользуюсь пока блокнотом, календарем в KDE PIM и телефоне, а также мега-программой BasKet для ведения заметок. Но это уже тема для отдельных размышлений.

Комментарии