Студия разработки сайтов и приложений

Netspark.ru

Заметки и разработки

Drupal

Life on Mars

29.09.2009

Недавно досмотрел, наконец, второй сезон британского сериала «Life on Mars». А значит — теперь могу свободно и огульно сравнивать его с американским ремейком. Чем и займусь.

Но сначала несколько слов о сюжете. Главный герой — полицейский Сэм Тайлер — расследует непростое дело маньяка-убийцы. Расследование уже переходит в стадию «опасности и погони», но вдруг (прямо в первой серии!) Сэма сбивает машина. Очнувшись после удара, он встает, осматривается и соображает, что на нем другая одежда, у него другая машина и другая квартира. И все вокруг как-то иначе. Постепенно выясняется, что Сэм внезапно очутился аж в 1973 году, и единственное, что не изменилось — его профессия. Он по-прежнему полицейский, только тридцать три года назад. В коме ли он, или сошел с ума? В действительности пропутешествовал во времени, или это наркотический приход? С этими и другими вопросами Сэму Тайлеру предстоит разбираться на протяжении 16 серий в британском варианте и 17 — в американском.

А пока он попадает в полицейский участок образца 1973 года, да еще и в пониженном звании: будучи «в будущем» начальником отдела, теперь Сэм вынужден работать под началом сурового Джина Ханта. Немедленно обнаруживается, что работа в полиции 1973 года несколько отличается от работы в 2006-м. Нет никаких компьютеров и мобильных телефонов, о «прослушке» никто ничего не слышал, о соблюдении гражданских прав, похоже, тоже. Между Сэмом и Джином Хантом немедленно возникает конфликт.
 — I think you've forgotten who you're talking to.
 — An overweight, over the hill, nicotine-stained, borderline alcoholic homophobe with a superiority complex and an unhealthy obsession with male bonding.
 — You make that sound like a bad thing.
Хант не прочь иной раз вышибить дверь с ноги, подкинуть недостающих улик, пробить негодяю в рыло на допросе. И вообще — в ловле бандитов он руководствуется скорее чутьем, нежели научным подходом и должностными инструкциями. И, стоит заметить, чутье его подводит редко. Но Сэму это решительно не нравится, ведь очевидно же, что в цивилизованной Британии (или США) образца 2006 (2008) года с преступниками обходятся уважительно и никак иначе. Тем не менее, симбиоз этих, так сказать, противоположных начал, раз за разом дает положительные результаты в ловле негодяев.

Получается смесь научной фантастики и полицейского сериала. С одной стороны, Сэма преследуют голоса и видения, и он отчаянно хочет вернуться домой, где его ждут родные и близкие. Где его, как он считает, настоящее место. А с другой — в 1973 году тоже есть преступники и они тоже совершают преступления, которые нужно расследовать. Кроме того, рассудок Сэма, а может — вся эта странная реальность — постоянно связывает голоса из будущего с текущими расследованиями. Вот, он получает послание о том, что в 14:00 будет отключен от аппарата жизнеобеспечения в будущем. И в тот же час новоиспеченный негодяй обещает перебить всех заложников. «Nobody dies today!» — кричит Сэм. И понеслась… Постепенно герой понимает, что путь домой неразрывно связан с полицейской работой. Более того, в 1973 году маленький Сэм с родителями жил как раз поблизости. Может быть, теперь ему нужно разрешить какие-то прошлые семейные трудности? В общем, домой вернуться будет непросто.

Сюжет — общий для британской и американской версии. Разве что в первой Сэм работает в Манчестере, а во второй — естественно, в Нью-Йорке. Имена основных персонажей тоже одинаковые, только Энни в оригинале носит фамилию Картрайт, а в ремейке — Норрис. Дальше речь пойдет о различиях.

Прежде всего, оригинальный британский «Life on Mars» — серьезная драма (хотя и с хорошим юмором) о жизни человека, его месте в реальности и том, что вообще реально. Об этом — депрессивно-пугающие видения Сэма, голоса и звонки, его размышления и дилемма, встающая перед ним в конце сериала, и выбор, который он в результате делает. Поэтому и ответ на вопрос «что же случилось с Сэмом Тайлером» не таил в себе никаких неожиданностей. И игра сыгравшего главного героя Джона Симма драматична, серьезна и убедительна. А Филипп Гленистер, выступивший в роли Джина Ханта, смотрится просто отлично: суровый и грубый, остроумный, упертый — настоящий герой боевика.

У американцев же на роль Джина Ханта позвали не кого-нибудь, а Харви Кайтеля. Так получилось, что я незадолго до «Life on Mars» как раз смотрел «Bad Lieutenant» с ним в главной роли. Поэтому когда Кайтель в первой серии выскочил из недр своего кабинета — я чуть не упал со стула от восторга.

Вообще, американская версия на известных актеров побогаче. Тут и Майкл Империоли с густыми усами в роли Рея Карлинга, радующий зрителя знаменитым «capisce'ing me?!» Здесь же и Дин Винтерс, играющий Вика Тайлера в молодости, то есть отца Сэма. Он похоже, и не выходил из роли Райана О'Райли («Oz») — такой хороший подонок получился.

Однако американская «Жизнь на Марсе» — другая, какая-то сюрреалистично-сказочная. И Джейсон О'Мара, играющий нью-йоркского Сэма Тайлера, представляется в несколько другом ключе. Он выглядит таким немного наивным пареньком, случайно скушавшим LSD и попавший на маскарад с полицейскими, бандитами и елочными игрушками. Все его видения хотя иногда и выглядят драматично, но вдруг пробегает маленький робот, и становится понятно: приход, какой бы он ни был, закончится и все будет хорошо. Отдельные серии безусловно сделаны круто, можно сказать, в лучших традициях предшественника, но общего впечатления они не меняют. И концовка такая же — ни к чему не обязывающая и вопросов не ставящая. Никакая, в общем.

Стоит отметить и очевидное достоинство американской версии. Это, конечно, качество картинки. Тут, как и с актерами, все просто — у кого много денег, у того и картинка сочнее и лучше, HDTV, спецэффекты и все такое. Но в данном случае важнее, что показывают, а не как.

Собственно, на вопрос какая из версий лучше, можно дать окончательный ответ по двум параметрам. Во-первых, британский «Life on Mars» дважды выигрывал международную Эмми как лучшая драма (и еще 6 других наград), в то время как ремейк удостоился только трех номинации. А во-вторых — британская версия заработала себе еще и сиквел под названием «Ashes to Ashes», тогда как американцы о закрытии своей версии объявили заранее, хорошо еще хотя бы концовку сразу показали, а не только на DVD выпустили.

К слову, сериал получил свое название в честь известной песни «Life on Mars» британского певца Девида Боуи, который не так давно на домовой странице упоминался. В саундтреке присутствуют и эта, и другие его песни. Саундтрек вообще стоит отметить отдельно, поскольку он, пожалуй, один из лучших среди виденных мной сериалов. Кроме Девида Боуи в нем нашлось место Led Zeppelin, The Who, Deep Purple, Rolling Stones, Pink Floyd и многим другим исполнителям. Список песен можно найти на странице сериала в описании серий. А в последней серии играет «Over the Rainbow» из «The Wizard of Oz». Западный «Волшебник Изумрудного города» в сериале упоминается и помимо песни (особенно в британской версии). Что и неудивительно — параллели ведь напрашиваются сами собой.
 — I know having me here is difficult for you. What if I went back?
 — To Hyde?
 — Is that possible?
 — I'll get on the blower.
 — You can do that? Send me back to where I came from?
 — Hello, is that the Wizard of Oz? The Wizard'll sort it out. It's because of the wonderful things he does.
Кстати, Джин Хант периодически прикалывает Сэма, называя его «другом Дороти». Это не Тотошка и не Железный Дровосек, как можно было бы подумать. «Friend of Dorothy» — очередное обозначение гомосексуалиста, на эти словечки сериал богат.

В заключение можно сказать, что оригинальный «Life on Mars» однозначно интереснее, драматичнее, лучше. И точно достоин вдумчивого просмотра. Американцы же набрали хороших актеров, самые интересные серии оригинала пересняли с поправкой на родные реалии, не экономили на качестве. Но главное, на мой взгляд, из британской версии не перенесли, и игра Харви Кайтеля не помогла. Не взлетел.

Между тем, клоун как бы приглашает нас смотреть «Ashes to Ashes». И хочется сказать: оно того стоит.

Комментарии