Студия разработки сайтов и приложений

Netspark.ru

Белград

Как писал в предыдущей заметке, на первом же въезде в Белград встал в часовую пробку. Зато удалось поглазеть по сторонам. Вот, например, жилой дом на окраине:

А вот — Белградская арена, где проходят разные концерты и т. п.

Вокруг арены стены густо исписаны разными надписями. Пока стоял в пробке — вдумчиво читал.

Одна из надписей гласила «Отвори очи!» Поскольку очи очень хотели спать, совет пришелся весьма кстати — немедленно отворил. Отворенные, тут же заметили, что на стенах то и дело встречается в разных контекстах надпись «Шешель». В силу своей глубокой и, очевидно, неисправимой испорченности подумал было, что это такое ругательство, вроде как у нас на заборах пишут. Однако, расспросив о надписи сербов, выяснил, что речь идет о Воиславе Шешеле, радикально настроенном сербском политике, который, будучи обвиненным западэнцами во всех смертных грехах, якобы совершенных им во время Балканского конфликта, самовольно сдался Гаагскому трибуналу — чтобы защитить свое честное имя. Некоторые говорили мне про него, что он, мол, сумасшедший, сравнивали с нашим Жириновским, возможно имея в виду, что человек в здравом уме сдаваться в Гаагский трибунал по собственной воле не будет. Насчет сравнения с Владимиром Вольфовичем — я не согласен: судя по тому, что про Шешеля пишут (не на заборах, в интернетах) — человек гораздо более вменяемый, да и не клоун вовсе. Так или иначе, в целом рассказывавшие мне про Шешеля сербы сошлись в том, что во вменяемых ему преступлениях он не виноват. Видимо поэтому в Гааге его мурыжат уже аж с 2003 года, отказывая в праве на самостоятельную защиту и т.п. Наверное, хотят уморить, как Милошевича, без приговора. А вывод из всего этого простой: даже из надписей на стенах можно почерпнуть полезную и интересную информацию.

Белград — город по московским меркам не сильно большой, всего 2 миллиона народонаселения. Тем не менее, осмотреть все его достопримечательности мне времени не хватило. Но — обо всем по порядку.

Заселился я, как уже говорил, в отель Hotel Elegance, на окраине города, на улице Зреняниский пут (то есть по дороге в город Зренянин). Вроде бы 15 минут езды до центра — это немного, но два из четырех первых дней путешествия я разъезжал по Воеводине, так что поначалу столицу Сербии мне удавалось разглядеть только из окна машины. Но на следующий день после мощного заезда Сремски-Карловци — Суботица — Нови-Сад — Белград я-таки выехал в центр города погулять.

В Белграде (а также в других крупных городах Сербии) довольно оригинально организована парковка. Есть три зоны — красная, зеленая и синяя. Парковаться в них можно на час, два и три. Максимум. После этого — забирай корыто и уезжай куда хочешь. Парковка, понятно, платная. Платить можно либо мужику с кассовым аппаратом (за две недели встретил лишь один раз), либо смской с телефона (номер указан на знаке парковки). Причем если мужику можно заплатить один раз за два или три часа, то смску надо отправлять каждый час, пока хочешь стоять на месте. Штраф, если не платить, — где-то 40 евров. Ну и эвакуация. Я, кстати, в это дело чуть не влетел, когда по незнанию в Новом Саде пару раз просто ставил машину где попало. Но добрые новосадовники мне позже все объяснили, исправился.

В общем, припарковался и пошел гулять. Первым делом отправился в музей Николы Теслы. Ударение в имени Никола, кстати, — на «и». Теслу сербы любят очень сильно. Помимо музея, имеются улицы его имени, памятники, аэропорт возле Белграда — тоже имени Николы Теслы, а на купюре в 100 динаров — его профиль. И если спросить любого серба, он расскажет, что Тесла изобрел вообще всё электрическое, а Эдисон всего лишь нагло своровал изобретения. В чем есть соль: ведь Тесла некоторое время работал у Эдисона.

Кстати, когда в прошлом году был в Египте, случайно посмотрел по тамошнему телевизору странную передачу про Николу Теслу. В ней Тесле приписывали всевозможные сверхъестественные вещи — от телепортации до падения Тунгусского метеорита. В музее выставлены макеты и описания разнообразных его экспериментов. Ну и личные вещи Теслы, портреты, газеты и журналы.

Вообще, экспозиция довольно маленькая, осмотреть все можно где-то за полчаса (максимум за час, если внимательно читать описания экспериментов и газетные вырезки). За вход берут 300 динаров (~140 рублей). Еще в музее показывают фильмы про Теслу для сербских школьников. На сербском, конечно же, языке.

А вот таким очаровательным вампиром представлен Никола Тесла в сериале Sanctuary:

Там он, кстати, повелевал и электричеством, но по сюжету вампиризм был важнее.

А вот памятник Тесле возле технического университета Белграда:

Потом заглянул в кафе «Шумадия» на предмет пообедать. Шумадия — это, кстати, область в Сербии, где находится город Крагуевац, я там тоже жил, 4 дня. В кафе в очередной раз подивился лошадиным порциям. Как сербы столько едят? Почему они все не жирные? Размышляя об этом, пошел гулять по городу. Посмотрел туда, посмотрел сюда, погулял мимо разных парков. В парке Ташмайдан есть мемориал детям, погибшим при бомбежках НАТО. На нем написано «Мы были просто дети». Сам я до него, правда, не добрался, но о мемориалах и бомбежках — позже.

Набрел на здание сербского парламента:

Рядом с парламентом — киоск по продаже поштовых марок:

В одном из парков обнаружил грустного ежика:

Я бы тоже загрустил, если б белградские собаки вокруг меня постоянно гадили.

Побродил еще немного по Белграду, да и решил возвращаться в отель. Погода все еще была пасмурная, а в самые главные места города (Калемегдан, Скадарлию, мемориал Тито) сходить хотелось в хорошую. Тем более что у меня на это был еще один день в конце поездки.

По дороге в отель на мосту через Дунай подсадил автостопщиков. Парень с девушкой ехали в город Панчево. Было почти по пути, да и недалеко — подвез. А чего бы и нет, так даже интересней. До этого вот свернул не туда на шоссе Суботица — Нови Сад, в результате посетил сразу Цирик, Темерин и еще какой-то город. Интересно же, плюс целый евро на неправильном выезде сэкономил.

В общем, повез ребят в город Панчево (14 км от Белграда). Парень неплохо обращался с английским, так что рассказал, что Панчево, оказывается, передовик в области химической и прочей промышленности, и вообще — самый загрязненный город в Европе, дым, вонь и канцерогены повсюду. В ответ горячо поблагодарил рассказчика за уникальную возможность посетить это замечательное место. По приезде попрощался с пассажирами и зафотографировал местную церковь.

Еще зафотографировал заброшенную гостиницу, обеспечившую город нормальной бесплатной парковкой.

Также видел еще и дома, и фабрики, но фотографировать не стал: ощутил уже, как пищат в воздухе канцерогены и поторопился вернуться в отель.

Дальше так вышло, что со всеми разъездами по Новому Саду и окрестностям, погулять по Белграду больше не удалось до самого последнего дня перед вылетом. В тот день я проехал более 200 км по извилистым однополосным дорогам из Златибора, но, несмотря усталость и наличие в отеле удобств (бассейн, спортзал, джакузя) решил — пойду и посмотрю хотя бы на Калемегдан. И пошел.

По дороге заглянул в Скадарлию, известный «богемный» райончик Белграда. С виду Скадарлия похожа на маленький Арбат, только тише гораздо и умиротвореннее как-то. На стенах домов — симпатичные рисунки.

После Скадарлии, пока не стемнело, побежал смотреть Калемегдан. Крепость крайне древняя, как и сам Белград: он, собственно, долгое время только внутри крепости и находился. На стенах Белграда-Калемегдана (который, впрочем, тогда назывался Сингидун и, чуть позже, Сингидунум) бывали не то что древние римляне, но и еще более древние кельты. Как раз они и основали поселение Сингидун, с которого принято отсчитывать историю Белграда. Сейчас в Калемегдане (его так назвали турки, означает «крепостная площадь») — приятный и ухоженный парк. Вход в крепость выглядит вот так:

Вообще, Белград — город непростой. Воевали в разное время за него больше сотни битв, а сравнивали с землей — сорок четыре (!) раза. И от последних бомбежек натовцев город тоже сильно пострадал. Даже сейчас видно — и гарь на некоторых домах, и руины кое-где остались. Есть в Калемегдане музей оружия, в который я, к сожалению, не попал. И вдоль стен выставлены напоказ всякие артиллерийские орудия. В основном в крепости гуляет молодежь — сидят на стенах, смотрят по сторонам. Вид со стены отличный: как раз здесь, возле крепости, Сава сливается с Дунаем.

Правда, когда я там стоял и смотрел, солнце как раз садилось — так что фотокарточки совсем не такие хорошие, как виды. А вот мосты через Саву со стен крепости:

Немало молодежи собирается под главным памятником Белграда — Победником (то есть, Победителем). Воздвигли его после Первой Мировой, в знак побед над турками в Первой Балканской и австро-венграми в Первой Мировой. Победник держит в руке сокола и меч, и грозно смотрит вдаль через слияние рек, в сторону бывшей Австро-Венгрии. Лицом то есть он повернут к рекам, а к посетителям крепости — наоборот.

Поглазев на спину Победника, пошел гулять дальше. Народу близ крепости оказалось на удивление мало. Но немного погодя добрался до улицы князя Михаила и понял, почему. Оказывается, вечером (а может и днем тоже) весь Белград толпой гуляет именно там. Магазины, кабаки, опять магазины, снова кабаки, фонтаны и площади. Зашел поужинать — еда оказалась несколько дороже, чем везде. Но порции такие же лошадиные, и официант с русским дружит.

Потом стало поздно и я вернулся в номер. А с утра сдал машину и улетел домой. За бортом остался Дом цветов, Ада Цыганлия, стадионы Црвены Звезды и Партизана, да и много чего еще. Даже мимо церкви Святого Саввы я проезжал только один раз. Тем больше поводов сюда еще вернуться.

А это солнце садится над Великим Ратным островом.

Комментарии